Доверительное общение, его функции и стадии

Доверительные отношения – малоизученная область человеческих взаимоотношений.

Термин «доверительное общение» появился в отечественной психологии относительно недавно. В работах В. С. Сафонова, Е. А. Хорошиловой (Сафонов, 1981; Хорошилова, 1984) впервые выделены два существенных признака доверительного общения: значимость доверяемой информации и отношение доверия к партнеру.

Наиболее важной особенностью этого общения В. С. Сафонов считает обмен значимыми мыслями и чувствами на основе веры в партнера, при этом происходит определенное обособление этой пары общающихся людей от остальных. Под доверием он понимал отношение к партнеру как человеку, который не станет использовать значимое раскрытие против доверившегося. В качестве главных функций доверительного общения В. С. Сафонов называет:

  • психологическое облегчение;
  • обратную связь в процессе самопознания;
  • психологическое сближение, углубление взаимоотношений людей.

При этом доверительность, будучи связанной с риском, всегда есть преодоление внутреннего психологического барьера.

Т. П. Скрипкина в своей работе (Скрипкина, 1997) подчеркивает, что доверие к другому человеку, являясь частным случаем доверия к миру, знаменует способность человека доверять самому себе, организовывать свою собственную жизнь. Особенность этого подхода заключается в том, что автор связывает воедино доверие к миру и доверие к себе, настаивая на необходимости их обязательного соответствия и убедительно доказывая, что преобладание доверия к себе есть показатель слабой адаптивности.

Теоретическая модель доверия к себе включает три компонента: а) побудительная переменная (потребности, интересы, стремления), б) прогностическая переменная (возможности человека), в) ценностно-смысловая переменная (смысловые образования, задействованные в оценке и контроле ситуации).

В книге Т. П. Скрипкиной представлен психосемантический портрет другого как объекта доверия. Качества личности, которой можно доверять (верность, доброта и честность), совпали с набором позитивных качеств родителей; эти три качества «возглавили» перечень из 36 личностных свойств, предъявляемых 297 учащимся 11-х классов. Оказалось, что «по основным человеческим ценностям старшеклассники отождествляют себя в большей степени с родителями, нежели со сверстниками. Например, такое качество, как доброта, часто не приписывается даже самым близким друзьям» (Скрипкина, 1997, с. 114).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: