Специфика доверительного общения

Представляется, что термином «доверительное общение» может быть обозначено такое общение, цель которого более широка и значима, чем установление доверия. Цель межличностного неформального доверительного общения – установление психологической близости, формирование доверительных отношений, сокращение психологической дистанции.

В зарубежных исследованиях проблема межличностного доверия занимает в последние годы значительное место*.

* Подробно теоретические подходы, функции и виды доверительного общения, существующие в зарубежной литературе, рассмотрены в обзоре польского психолога З. Ратайчак (Ротайчак З. Межличностное доверие. В кн. Человек как субъект общественной жизни. Вроцлав – Варшава – Краков, 1983, с. 85-102 (на польском яз.))

Рассмотрение исходных теоретических посылок, лежащих в основе различных подходов к проблемедоверия, позволяет выделить два направления в современной зарубежной психологии. Сторонники первого, психоаналитического направления понимают «доверительность» как раскрытие своего «действительного Я», включающего наиболее уязвимые, негативные стороны личности. Такого рода «действительное Я» требует выхода в виде «естественных импульсов доверительности», контролируемых страхом потерять уважение к себе. Преодоление этого страха и приводит к возникновению доверительного общения.

Если же страх оказывается сильнее, доверительность не находит себе выхода, остается неактуализированной, и энергия подавляемых естественных импульсов доверительности находит выход в разрушении личности «изнутри», что, в свою очередь, вызывает разрыв связей с окружающими.

Представители другого направления (прежде всего, трансактной психологии) исходят не столько из личности, сколько из самого процесса общения, основываясь на том, что доверительность есть продукт ситуации, а мотивы и другие индивидуально-психологические особенности играют второстепенную роль.

В доверии можно выделить такой содержательный компонент, как отражение сложившегося опыта и наблюдений человека, благодаря которым он может предвидеть, что человек, пользующийся его доверием, исполнит его ожидания. Сам факт наличия таких ожиданий повышает значимость того, к кому они обращены.

По концепции Д. Занда, понятие «доверие» опирается на намерения и побуждения субъекта, одаривающего доверием. Оно включает в себя:

  • собственное намерение довериться другому;
  • ожидание, что доверие оправдается;
  • поведение, соответствующее этим намерениям;
  • восприятие другими людьми собственного поведения как достойного доверия;
  • учет ситуации и предполагаемых последствий доверия (цит. по: Ратайчак, 1983).

Каким является человек, способный устанавливать доверительные отношения, искренний и открытый, и чем от него отличается человек, не испытывающий доверия к людям? Ответить на этот вопрос позволяют результаты исследования, проведенного В. Н. Куницыной в 1991 году (см. врезку).

Отчужденность, большая эмоциональная и психологическая дистанция, устанавливаемая и поддерживаемая даже в близких родственных отношениях теми, кто не умеет доверять, ведет к субъективному, остро переживаемому одиночеству, порождает трудности в общении.

В связи с доверием рассматривается понятие «доверчивость».

Доверчивость - это постоянная готовность человека верить слову, обещанию другого человека или группы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: