Структура системы подготовки

Под системой понимается совокупность взаимосвязанных элемен­тов, образующих целостное единство и ориентированных на достиже­ние определенной цели. С этих позиций подготовка волейболистов будет успешной только в том случае, если ее рассматривать как единую сис­тему, все составные части которой согласованы между собой и направ­лены на успешное решение основных задач.

Подготовка волейболистов включает в себя всю совокупность ме­роприятий по обеспечению достижения волейболистами наивысших спортивных результатов, с одной стороны, и массового охвата систе­матическими занятиями как можно большего числа детей и взрослых — с другой. Нельзя подготовку волейболистов отождествлять с трениров­кой волейболистов, которая входит составной частью в подготовку на­ряду с другими.

Подготовка волейболистов — процесс многолетний и сложный, в нем выделяют составные части взаимосвязанные между собой. Выделя­ют три составные части в подготовке волейболистов: подготовку волей­болистов высших разрядов, подготовку спортивных резервов и подго­товку в массовых формах физкультурно-спортивной и оздоровитель­ной работы.

Подготовка волейболистов высшего разряда являет собой высший уровень достижений по всем параметрам волейбола, оказывает опреде­ляющее влияние на подготовку резервов и массовый волейбол в плане модельных характеристик и комплекса контрольных нормативов, эф­фективных средств и методов, объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок, популяризации волейбола, вовлечения в занятия широких масс населения.

Подготовка спортивных резервов, с одной стороны, полностью ори­ентирована на спорт высших достижений, так как призвана готовить юных спортсменов по основным показателям, отвечающим модельным характеристикам волейболистов команд высших разрядов. Это главный критерий эффективности системы подготовки спортивных резервов, ориентируясь на него, устанавливают требования, которым должны отвечать юные волейболисты на всех этапах многолетней подготовки. С другой стороны, процесс подготовки спортивных резервов происходит в тесной связи с общеобразовательными школами, средними специ­альными учебными заведениями и другими организациями, осуществ­ляющими занятия в массовых формах физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.

Массовые занятия волейболом с охватом широких слоев населения

Рис. 38. Модель системы подготовки квалифицированных волейболистов

осуществляются в процессе обязательных учебных занятий в образова­тельных учреждениях; при прохождении службы в рядах Вооруженных Сил; в процессе самодеятельных форм физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы по производственному принципу и по месту жительства; на платных хозрасчетных условиях.

Каждая из трех составных частей, взятая отдельно, рассматривается уже как самостоятельная система. В этом случае в ней выделяются под­системы и элементы, взаимосвязанные между собой в целостной струк­туре. Принципиальный подход к построению модели системы подготов­ки волейболистов показан на рис. 38.

Модель включает в себя подсистему целевых функций и модельных командно-индивидуальных характеристик волейболистов на весь пери­од подготовки как важнейший системообразующий фактор, цементи­рующий в единое целое составные части подсистемы и системы; подси­стему функций обеспечения, куда входят отбор спортсменов на всех этапах подготовки, профессионализм тренеров и повышение их квали­фикации, материально-техническая оснащенность компонентов под­готовки, формы организации и управления многолетней подготовкой;

подсистема непосредственной реализации целей, которую составляют тренировка, соревнования, профилактике-восстановительные мероп­риятия, формирование личности спортсмена. Взаимосвязь составных ча­стей системы и эффективное функционирование ее в целом обеспечи­ваются наличием системы упражнения.

Полный набор элементов в подсистемах характерен для подготовки волейболистов высших разрядов, например национальных сборных ко­манд, и для подготовки спортивных резервов. В массовом волейболе набор элементов будет зависеть от целей и возможностей конкретного колиектива.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: