Целый ряд факторов влияет на убеждаемость и внушаемость человека, степень его зависимости от печатного и зримого слова.
Английская исследовательница X. Химмельвейт обнаружила в 1960-е годы, что среди детей, которые стали «рабами» кино и телевидения, больше всего тех, кто переживает особые трудности – неудовлетворительные отношения со взрослыми и особенно со сверстниками, порождающие чувство отрицания другими детьми, отвергнутости, чувство, что тебя не понимают и не желают считать своим товарищем, общее чувство социальной неуверенности. В числе этих трудностей может быть и так называемая «тревога созревания» – сложные переживания переходного возраста.
X. Химмельвейт заметила, что: «Дети, много времени посвящающие телевидению (обычно интеллигентные), тянутся к нему, так как встречают затруднения или в приобретении друзей или в своей семье. Они бегут в телевидение или готовые развлечения других типов. Тогда начинается порочный круг, когда легкий доступ телевидения усугубляет эти проблемы ребенка» (Himmelweit, 1958, с. 38). Сейчас эти функции зачастую выполняет для ребенка компьютер.
|
|
Важно и то, какое место занимает человек в группе, удовлетворяет ли его это место, соответствует ли оно его уровню притязаний и самооценке. Иначе говоря, социальный и личный статус человека в группе (под личным статусом понимается степень признания и уважения человека значимой для него группой) может повлиять на его отношение к СМК.
Интересный эксперимент был проведен Джеймсом Коулменом в школах, различавшихся по наиболее принятым в них ценностям. В одних школах важнее всего были эрудиция, академические успехи, в других – атлетическое совершенство, спортивные разряды. Оказалось, что если подросток не занимает должного места по определенной системе ценностей в значимой для него структуре взаимоотношений, то он становится чрезмерным потребителем в сфере СМК, которая спасает его от необходимости вынести себе «приговор» в форме негативной самооценки (По: Himmelweit, 1958).