Проблема истины в экономической науке, пожалуй, самая старая и наиболее сложная из всех методологических проблем. Частично мы уже затронули эту проблему в предыдущей главе, к°гда, рассматривая различные социально-эпистемологические направления, пытались показать всю трудность выявления истины в социальных науках.
93
Относительно проблемы экономической истины можно сказать примерно следующее.
1. Наиболее убедительным и эффективным в поиске экономической истины является научный метод экономического исследования; иные методы экономического исследования (основанные на обыденном экономическом знании (ОЭЗ), мифе, вере или авторитете) будут малоубедительными и малоэффективными.
2. Необходимым элементом любой экономической истины является ее ценностный аспект: утверждающий что-либо по поводу хозяйственных явлений не только сообщает какие-либо экономические факты, но тем или иным образом интерпретирует эти факты. Эта интерпретация отнюдь не нейтральна, она производится с позиций тех или иных систем ценностей, в рамках того или иного ценностного подхода, а если быть совсем точным — с позиций той или иной идеологии. Термин «идеология» здесь следует трактовать предельно широко: это может быть и политическая идеология, и экономическая идеология, и религиозная идеология (включая, естественно, атеизм) и т.д.
|
|
3. Проблема экономической истины тесно связана с проблемой экономического заблуждения.
Отчего заблуждаются экономисты в своих теориях и концепциях? Если попытаться проанализировать эту проблему на самом элементарном уровне, то ответы здесь могли бы быть даны в рамках «теории идолов» английского философа XVII в. Фрэнсиса Бэкона: а) заблуждение как результат веры в авторитеты; б) заблуждение вследствие логических ошибок в языке, неправильного использования понятий и т.п.; в) заблуждение как результат воздействия различных идеологических предрассудков и стереотипов; г) заблуждение, порожденное неправильной интерпретацией эмпирических фактов и представлений.