Проблема мировоззренческих идеалов и стандартов экономического знания уводит нас в область идеологии и аксиологии (учении о системах различных ценностей). Как было показано в предыдущей главе, все социальное знание насквозь пронизано разнообразными ценностями и смыслами.
Стандарты научного объяснения — это правила и нормы выбора способов объяснения и описания, построения и организации, доказательности и обоснования той или иной системы научного знания. Само это понятие тесно связано с куновским термином «парадигма», так как парадигма сама по себе и представляет определенный устойчивый набор тех или иных стандартов (или идеалов) научности.
Мировоззренческие идеалы — это уже совсем другой тип идеалов: здесь присутствует определенная система идеологических ценностей (идеология в данном случае — совокупность идеалов), которые направляют поведение человека в русло тех или иных политических или экономических ценностей. Ценности эти могут
быть разными: либеральными, коммунистическими, фашистскими, консервативными и т.п.
Выбор мировоззренческих идеалов для экономиста может оказать весьма существенное влияние и на используемую им экономическую методологию. К примеру, если экономист-исследователь был изначально воспитан на социалистических идеалах, то он, очевидно, сделает выбор в пользу марксистской или в крайнем случае леворадикальной институционалистской методологии; экономист с либеральным типом мышления скорее всего предпочтет неоклассику или монетаризм; экономист, действующий под влиянием интервенционистской идеологии (идеологии государственного вмешательства в рыночную экономику), выберет кейнсианство или институционализм и т.п. Естественно, это все достаточно грубые схемы рассуждений, и они значительно упрощают как схему исследовательского поведения, так и схему человеческого поведения в целом, но отрицать саму существенную роль мировоззрения и тесно связанных с ним идеологических стереотипов в формировании того или иного типа экономической методологии просто нереально.
Таким образом, экономическая методология имеет важнейшее значение для экономической науки, как минимум, с двух точек зрения: во-первых, она выполняет инструментальную функцию, т.е. играет роль инструмента экономического исследования, а во-вторых, как одно из направлений в экономическом анализе она позволяет экономисту-исследователю (и отчасти экономисту-практику) использовать ее в качестве средства исследовательской рефлексии (рефлексивная функция), т.е. размышлять о способах достижения тех или иных целей, а в конечном счете улучшать эти способы.