Междисциплинарные эксперименты и их использование в экономических исследованиях

Междисциплинарный экономический экспериментэто экс­перимент, проводимый на стыке экономики и еще какой-либо со­циальной дисциплины; его задача состоит в получении эксперимен­тальных данных, имеющих значение как для экономики, так и для иной задействованной в эксперименте социальной науки.

Немного выше мы уже указывали на три социальные науки (социологию, психологию и педагогику), в которых широко при­меняется социальный эксперимент и наиболее глубоко разрабо­тана методология социального экспериментирования. Очевид­но, поскольку речь идет о перспективах междисциплинарного эксперимента, то для экономической науки наиболее перспек­тивным представляется союз именно с этими тремя дисципли­нами.

Междисциплинарными экспериментами на стыке социологии и экономики занимается экономическая социология, на стыке психологии и экономики — экономическая психология, на стыке экономики и педагогики — экономическая педагогика.

Экономико-социологический эксперимент — это эксперимент, проводимый на стыке экономики и социологии; цель его состоит в получении новых экспериментальных данных как социологи­ческого, так и психологического характера.

Экономико-психологический эксперимент — это эксперимент, проводимый на рубеже экономики и психологии: он включает в себя использование экспериментальных методов двух наук — психологии и экономики; задача, как правило, состоит в полу­чении нового знания в сфере как экономики, так и психологии. Можно также говорить об экономико-психолого-социологичес­ких экспериментах. Классическим примером здесь являются зна­менитые эксперименты американского социолога и психолога Элтона Мэйо, проведенные в 1924—1925 гг. на заводе «Вестерн электрик» в Чикаго. Э. Мэйо изучал влияние различных факто­ров социологического и психологического характера на произ-водительность труда работников данного предприятия. Таким °бразом, можно сказать, данные эксперименты проводились, с одной стороны, как экономико-психологические, а с другой — Как экономико-социологические1.

Краткое описание экспериментов Э. Мэйо можно найти у Г.С. Батыгина (Баты-гин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. С. 217—218).

233


Как уже отмечалось в предыдущем разделе, подавляющее боль­шинство экспериментов, проводимых в ранге экспериментальной экономики, проходит скорее именно по разряду экономико-пси­хологических, чем чисто экономических экспериментов. Вероят­но, это и послужило одной из причин того, почему эксперимен­тальная экономика так поздно привлекла внимание других про­фессиональных экономистов: они, по всей видимости, полагали, что работы В. Смита, Д. Канемана и других исследователей в этой области относятся скорее к сфере экономической психологии, чем к сфере собственно экономической науки. Теперь же, очевид­но, такая точка зрения представляется уже неприемлемой: эко­номическое экспериментирование — это не только психологи­ческое, но и экономическое направление, и ученые, им занима­ющиеся, — такие же экономисты, как и всякие другие.

Экономико-педагогический эксперимент — это эксперимент, проводимый на стыке экономики и педагогики: он включает в себя одновременное использование экспериментальных мето­дов двух наук — педагогики и экономики. Задача, как прави­ло, состоит в том, чтобы путем искусственного лабораторного моделирования внедрить в сознание слушателей (студентов, ас­пирантов, стажеров и т.п.) некую экономическую ситуацию: слу­шатели должны ощутить себя участниками данной экономической ситуации и приобрести в ходе своей лабораторной деятельнос­ти соответствующие целям последней хозяйственные навыки.

Деловая игра, проводимая в целях обучения будущих эконо­мистов, — классический пример экономико-педагогического эк­сперимента. Подробно этот тип эксперимента, одновременно интерпретируемый как виц лабораторного экономического моде­лирования, будет рассмотрен в главе 12 этого курса.

Естественно, три вышеуказанных типа междисциплинарно­го эксперимента не исчерпывают всего многообразия междис­циплинарных экономических экспериментов. Например, можно выделить еще их следующие типы: экономико-экологический, экономико-демографический, экономико-правовой и другие типы междисциплинарных экспериментов, в которых одной из дей­ствующих наук является экономика.

В целом же развитие междисциплинарного экспериментирова­ния — важнейшее направление прорыва для всей эксперименталь­ной экономики.

234



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: