Междисциплинарный экономический эксперимент — это эксперимент, проводимый на стыке экономики и еще какой-либо социальной дисциплины; его задача состоит в получении экспериментальных данных, имеющих значение как для экономики, так и для иной задействованной в эксперименте социальной науки.
Немного выше мы уже указывали на три социальные науки (социологию, психологию и педагогику), в которых широко применяется социальный эксперимент и наиболее глубоко разработана методология социального экспериментирования. Очевидно, поскольку речь идет о перспективах междисциплинарного эксперимента, то для экономической науки наиболее перспективным представляется союз именно с этими тремя дисциплинами.
Междисциплинарными экспериментами на стыке социологии и экономики занимается экономическая социология, на стыке психологии и экономики — экономическая психология, на стыке экономики и педагогики — экономическая педагогика.
Экономико-социологический эксперимент — это эксперимент, проводимый на стыке экономики и социологии; цель его состоит в получении новых экспериментальных данных как социологического, так и психологического характера.
Экономико-психологический эксперимент — это эксперимент, проводимый на рубеже экономики и психологии: он включает в себя использование экспериментальных методов двух наук — психологии и экономики; задача, как правило, состоит в получении нового знания в сфере как экономики, так и психологии. Можно также говорить об экономико-психолого-социологических экспериментах. Классическим примером здесь являются знаменитые эксперименты американского социолога и психолога Элтона Мэйо, проведенные в 1924—1925 гг. на заводе «Вестерн электрик» в Чикаго. Э. Мэйо изучал влияние различных факторов социологического и психологического характера на произ-водительность труда работников данного предприятия. Таким °бразом, можно сказать, данные эксперименты проводились, с одной стороны, как экономико-психологические, а с другой — Как экономико-социологические1.
Краткое описание экспериментов Э. Мэйо можно найти у Г.С. Батыгина (Баты-гин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. С. 217—218).
233
Как уже отмечалось в предыдущем разделе, подавляющее большинство экспериментов, проводимых в ранге экспериментальной экономики, проходит скорее именно по разряду экономико-психологических, чем чисто экономических экспериментов. Вероятно, это и послужило одной из причин того, почему экспериментальная экономика так поздно привлекла внимание других профессиональных экономистов: они, по всей видимости, полагали, что работы В. Смита, Д. Канемана и других исследователей в этой области относятся скорее к сфере экономической психологии, чем к сфере собственно экономической науки. Теперь же, очевидно, такая точка зрения представляется уже неприемлемой: экономическое экспериментирование — это не только психологическое, но и экономическое направление, и ученые, им занимающиеся, — такие же экономисты, как и всякие другие.
Экономико-педагогический эксперимент — это эксперимент, проводимый на стыке экономики и педагогики: он включает в себя одновременное использование экспериментальных методов двух наук — педагогики и экономики. Задача, как правило, состоит в том, чтобы путем искусственного лабораторного моделирования внедрить в сознание слушателей (студентов, аспирантов, стажеров и т.п.) некую экономическую ситуацию: слушатели должны ощутить себя участниками данной экономической ситуации и приобрести в ходе своей лабораторной деятельности соответствующие целям последней хозяйственные навыки.
Деловая игра, проводимая в целях обучения будущих экономистов, — классический пример экономико-педагогического эксперимента. Подробно этот тип эксперимента, одновременно интерпретируемый как виц лабораторного экономического моделирования, будет рассмотрен в главе 12 этого курса.
Естественно, три вышеуказанных типа междисциплинарного эксперимента не исчерпывают всего многообразия междисциплинарных экономических экспериментов. Например, можно выделить еще их следующие типы: экономико-экологический, экономико-демографический, экономико-правовой и другие типы междисциплинарных экспериментов, в которых одной из действующих наук является экономика.
В целом же развитие междисциплинарного экспериментирования — важнейшее направление прорыва для всей экспериментальной экономики.
234