Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

АНАЛИЗ И АНАЛИТИЧЕСКИЙ МЕТОД: ОБЩАЯ ТЕОРИЯ




В первом своем значении анализ означает мысленное (или ре­альное) разложение и разъединение целого. И хотя человек изна­чально стремится воспринять окружающую его природную и со­циальную реальность в совокупной целостности, для того чтобы исследовать эту реальность фундаментально, такое восприятие будет слишком поверхностным. Познанию целого чаще всего предшествует познание частей этого целого, а следовательно, разложение (мысленное или иногда — реальное) целого на от­дельные части.

Анализ как разложение на части тесно связан с другим важ­нейшим методом — абстрагированием. Под абстрагированием следует понимать мысленное отвлечение от второстепенных свойств и качеств предмета с целью выделения его существенных свойств, а результатом процесса абстрагирования является аб­стракция.

Анализ и абстрагирование в целом выполняют схожую познавательную функцию: оба этих метода направлены на вы­деление существенного и значимого в исследуемом объекте; од­нако анализ в отличие от абстрагирования исследует эти суще­ственные и значимые свойства в связи с другими свойствами, в конечном счете приходя к синтезу; а методологический при­ем абстрагирования, хотя и выполняет важнейшую гносеологи­ческую функцию выделения существенного, дальше этого выде­ления не идет.

Одной из целей анализа является обнаружение связи между частным и всеобщим и установление причины частного во все­общем.

«Путем расчленения предмета мысли в целом (действия, при­чины и т.д.) на отдельные части, исследования их, анализ обна­руживает общее в различном, искомую причину. Синтез же свя­зывает данную причину с тем или иным действием».

Метод анализа предъявляет жесткие требования к языку ис­следователя: он требует уточнения и конкретизации понятий, устранения неопределенности в категориальном аппарате иссле­дователя.

«Всякий анализ нуждается прежде всего в орудии — в подходя­щем языке, способном точно очерчивать факты с сохранением гибкости, чтобы приспосабливаться к новым открытиям, в язы­ке — и это главное — без зыбких и двусмысленных терминов».

Немецкий философ XVIII в. Иммануил Кант, исследуя раз­личные аспекты анализа и синтеза, впервые в истории филосо­фии и науки ввел различение между аналитическими и синте­тическими суждениями (или умозаключениями). Согласно Канту, аналитические суждения — суждения, которые что-либо пояс­няют, но при этом не увеличивают содержание нашего знания.

По сути, они представляют собой тип тавтологий — суждений, в которых тезис повторяет другими словами то, что мыслится в посылках. Синтетические суждения, наоборот, расширяют со­держание нашего знания и увеличивают его — и потому, есте­ственно, они имеют значительно большую познавательную цен­ность. При этом синтетические суждения могут либо опираться на опыт, либо миновать его.




Из исследования, проведенного Кантом, со временем возникло представление о двух методах исследования: аналитическом и синте­тическом.

Аналитический метод — это метод исследования, при кото­ром в исследование не привносится какой-либо новой (прежде всего эмпирической) информации. Аналитический метод осно­вывается либо на трансформации одной формы знания в другую форму или на присвоении какой-либо метки описательным фак­там и явлениям.

Синтетический метод, напротив, основан на приращении нового знания: он появляется как результат преобразования ана­литических суждений в синтетические, а его логическим след­ствием будет создание исследователем новых гипотез и теорий.

Наиболее широкое применение разделение на аналитический и синтетический методы нашло в логическом позитивизме (это учение составляет базис современной западной философии на­уки) и лингвистической (или, по-другому, аналитической) фило­софии, основоположником которой был австрийский философ Людвиг Витгенштейн (1889-1951).

АНАЛИЗ И АНАЛИТИЧЕСКИЙ МЕТОД В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ

Первоначально термин «анализ» возник в математике (точ­нее, в геометрии) и лишь затем, слегка переосмысленный, пе­реместился в философию.

В геометрическом смысле анализ сводился к определенному способу построения геометрических фигур — и начало здесь по­ложили еще древнегреческий математик Евклид и французский математик и философ XVII в. Рене Декарт. Этим же способом пользовались все великие математики — начиная от эпохи Ан­тичности и вплоть до Нового времени.



В XVIII-XIX вв. геометрический анализ трансформируется в математический анализ. Спектр его значительно расширяется — это уже не только геометрические построения, а в самом всеобъ­емлющем смысле разработка приемов вычислений и их примене­ние к решению различных вопросов о величинах.

В этом смысле в экономической науке нашел широкое упот­ребление термин «экономический анализ». Экономический ана­лиз можно трактовать как количественное исследование различных способов ведения хозяйственной деятельности, проведенное в со­ответствии с требованиями экономической теории и методоло­гии. Он направлен на применение категориального аппарата эко­номической науки к реальным, практическим хозяйственным про­цессам.

Существует множество различных видов экономического ана­лиза. Его можно проводить по отраслям производства (эконо­мический анализ торговли, экономический анализ промышлен­ности и т.п.), по видам экономической деятельности (анализ финансов, аудиторский анализ, бухгалтерский анализ и т.п.). В зависимости от своих задач экономический анализ бывает вы­борочный, сплошной, текущий (оперативный) и т.п.

В конеч­ном счете экономический анализ на основе разнообразных ана­литических моделей исследования позволяет экономисту получить адекватные данные о реальном хозяйственном процессе и исполь­зовать их для последующей корректировки деятельности данного экономического предприятия, отрасли, сферы деятельности или региона.

Помимо математического (или геометрического) значения термина «анализ» в экономических исследованиях широко при­меняется анализ как логический прием разложения на части, а также те значения терминов «аналитический метод» и «аналитическое суждение», которые были сформулированы в предыдущем раз­деле.

Например, в статистическом исследовании результатом приме­нения метода анализа как разложения на части является группиров­ка, т.е. расчленение данных статистической сводки на группы по какому-либо признаку. Аналитически процесс производства расчленяется на собственно производство, обмен, потребление и распределение; безработица — на вынужденную, добровольную, структурную и т.п.; капитал — на человеческий, финансовый, со­циальный, культурный и т.п.; рынок ресурсов (факторов) — на труд, капитал, предпринимательскую способность и естествен­ные ресурсы; и т.д.

В западной экономической науке позитивистские подходы взяли на вооружение разделение между аналитическими и синте­тическими высказываниями, а также между аналитическим и син­тетическим методами.

«Аналитические высказывания (например, положения логи­ки или математики) сами по себе эмпирической информации не несут. Тем не менее они необходимы для любой науки, поскольку являются ее языком и позволяют трансформировать эмпирически содержательные положения из одной формы в другую. В част­ности, в экономической теории без них невозможно было бы дедуцировать конечные выводы из базовых постулатов. Оценка аналитических высказываний осуществляется с помощью логи­ческих правил. В отличие от аналитических синтетические вы­сказывания содержат конкретную фактическую информацию».

В целом же применение как аналитического, так и синтети­ческого метода не может быть результатом произвольного вы­бора: на самом деле такой «выбор» обусловлен структурой са­мого объекта исследования и структурой философских оснований, на которых базируется это объяснение. Г.В.Ф. Гегель отмечал по этому поводу:

«Обычно говорят об аналитическом и синтетическом методах так, как будто бы зависит лишь от нашего произвола следовать тому или другому. Это, однако, отнюдь не так; от формы самих предметов, которые мы желаем познать, зависит, какой из двух вытекающих из понятия конечного познания методов нам при­дется применять».

Высказывание Гегеля следует дополнить тем положением, что на выбор типа суждений и типа метода влияют те философские и логико-методологические основания, которых придерживается данный экономист. От этого также зависит интерпретация тер­минов «анализ», «аналитическое суждение», «аналитический метод»: экономисты разных направлений могут вкладывать каж­дый свое понимание в эти термины, — его желательно уточ­нять, оговаривать и интерпретировать, особенно если оно имеет важное значение для обсуждения данного экономического воп­роса.

Переход к следующему вопросу этой главы можно реализо­вать цитатой из работы «Методология экономического исследо­вания» И. П. Суслова:

«Анализ, открывая возможность изучить отдельные стороны предмета, разрушает его цельность, приводит к отдельным аб­стракциям, поэтому один он не может дать настоящей картины действительности. Мысленно расчленив вещи на составные части, получив отдельные абстракции, понятия, мы должны соеди­нить их, восстановить единство явления, воссоздать целост­ную картину. Поэтому разложение целого на части и изучение этих частей (анализ) должно быть дополнено его противополож­ностью — синтезом. Синтез — это мысленное (или реальное. — А.О.) соединение частей явления, познание его как единого це­лого».





Дата добавления: 2015-02-14; просмотров: 18509; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10147 - | 7557 - или читать все...

Читайте также:

  1. ABC анализ диаграммы Парето
  2. B Синтетическая эволюционная теория и современные представления
  3. Case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ)
  4. GAP-анализ
  5. I. Анализ задания
  6. I. Задания для самостоятельной работы. 1. Собрать и проанализировать статистические данные по изменению структуры денежной массы М2 РФ с 2002 по 2009 гг
  7. I. Задания для самостоятельной работы. 1. Собрать и проанализировать статистические данные по объему и темпам роста валового внутреннего продукта РФ с 2008 по 2010 гг
  8. I. Общая характеристика и классификация углеводов
  9. I. Самостоятельная работа. 1. Общая характеристика антимикробных средств
  10. I. Самостоятельная работа. 1. Общая характеристика ненаркотических аналгетиков
  11. I. Самостоятельная работа. 1. Общая характеристика. Причины нарушений периферического кровообращения (атеросклероз, сахарный диабет и др.)
  12. II. Общая характеристика аффектов


 

35.170.81.210 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.