Индукция как метод познания: общие аспекты анализа

Индукция как метод научного познания в арсенале науки закрепилась со времен Фрэнсиса Бэкона и Галилео Галилея —-примерно с XVI—XVII вв. С тех пор практически все естество­знание можно было обозначать как «индуктивное», поскольку без опоры на метод индукции не обходился ни один мало-мальски значительный вывод естественных наук.


Индукция — это умозаключение, в котором осуществляется переход от частных фактов и положений к общим выводам и обоб­щениям; это рассуждение от частного к общему, выведение общих принципов из частных правил.

Индукция в научном познании выполняет четыре основные познавательные функции1:

1) служит методом образования понятий — как эмпиричес­ких, так и теоретических;

2) является способом построения различных классификаций;

3) служит методом конструирования гипотез и создания на­учных теорий;

4) выступает как метод подтверждения (верификации) эмпи­рических законов.

Индукция является весьма продуктивным методом познания, особенно на первоначальных стадиях исследования, когда идет обобщение эмпирических данных, их классификация и типоло-гизирование. В дальнейшем продуктивность индуктивных умо­заключений определяется возможностью подкрепления их дедук­тивными умозаключениями, а также способностью исследователя плодотворно сочетать индуктивный и дедуктивный пути позна­ния. Здесь также индукция остается методом, способным успешно исправлять ошибки и корректировать движения исследователь­ской мысли к истине.

«Истинная гарантия законности индукции состоит в том, что она является методом получения заключений, которые, если упор­ствовать долго, будет гарантированно исправлять любую ошиб­ку относительно будущего опыта, к которой он может времен­но привести нас», — утверждал американский философ Ч. Пирс2.

Но все же эффективность индукции в значительной степени определяется возможностью ее взаимодействия с дедуктивным методом.

«Индукция, дополненная анализом и дедукцией, соединяет вместе соответствующие классы фактов, упорядочивает их. Ана­лизирует и выводит из них общие формулировки, или законы. Затем на некоторое время главную роль приобретает дедукция: она ассоциирует некоторые из этих обобщений друг с другом, выводит из них гипотетически новые и более широкие обобще­ния или законы и затем вновь прибегает к индукции, чтобы

Мы воспроизводим с небольшими поправками рассуждения С.А. Лебедева. (Лебедев С.А. Индукция как метод научного познания. М., 1980. С. 140). Цит. по: Лебедев С.А. Индукция как метод научного познания. С. 160—161.



296


297


«Одной из наиболее влиятельных методологий науки является индуктивизм. Согласно индуктивизму, только те суждения мо­гут быть приняты в качестве научных, которые либо описывают твердо установленные факты, либо являются их неопровержи­мыми индуктивными обобщениями. Когда индуктивист прини­мает некоторое научное суждение, он принимает его как до­стоверно истинное, и если оно таковым не является, индукти­вист отвергает его. Научный кодекс его суров: суждение должно быть либо доказано фактами, либо выведено — дедуктивно или индуктивно — из ранее доказанных суждений»1.

Индуктивизм в экономической науке имеет давнюю тради­цию, и даже можно утверждать, что большинство великих эко­номистов, если себя прямо и не объявляли индуктивистами, то по крайней мере в той или иной степени тяготели к нему. Дей­ствительно, ведь индуктивизм в конечном счете так или иначе апеллирует к эмпиризму, он стремится делать все свои выводы из эмпирических, опытных суждений, а это в полной мере со­ответствует принципам научного вывода, принятым как в есте­ственных науках, так и в науке вообще.

Однако утверждение, что экономическая наука основана исключительно на индуктивных суждениях, представляет собой в некотором роде заблуждение, и его пытался опровергнуть еще Дж.Н. Кейнс:

«Политическая экономия, вопреки мнению некоторых, не может считаться чисто эмпирической или индуктивной наукой»2.

Но если экономическая наука не может рассматриваться как вариант индуктивизма, следовательно, она представляет собой версию другого важнейшего методологического направления, по своей сути противоположного индуктивизму, т.е. дедуктивизмаР. Но это, по всей видимости, лишь один из вариантов правильного ответа. Скорее всего (см. также ниже) выводы экономической науки последовательно сочетают в себе и индуктивизм, и де-дуктивизм. Методология экономических исследований предпо­лагает опору на оба эти метода — индукцию и дедукцию, и со­вершенно был прав Г. Шмоллер, полагавший, что оба метода равноправны, как две ноги у человека, и в отсутствие хотя бы одного из этих методов экономическая наука будет «хромать» на одну ногу.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: