Деловые игры можно классифицировать по разным типологиям. По типу взаимодействия они могут быть интерактивными и неинтерактивными, по характеру участия в игре ее участников — индивидуальными и групповыми, по степени свободы — мягкие и жесткие и т.д. Но наиболее распространена классификация деловых игр по их цели: здесь деловые игры разделяют на 1) общие управленческие; 2) конкретные управленческие (специальные, функциональные); 3) учебные; 4) исследовательские.
Управленческая игра — это тип игры, главной задачей которой является обучение принятию эффективных управленческих решений и моделирование ситуаций, связанных с управлением какими-либо хозяйственными объектами.
Управленческие игры бывают общие и специальные (конкретные, функциональные).
«Общие управленческие игры создаются для обучения принятию решений в высшем управленческом звене, где все основные функциональные подразделения компании используются для достижения ее основных организационных целей, таких, как максимум прибыли, доход от капиталовложений, достижение определенного уровня продаж или овладение определенной долей рынка... Обобщенные игры этого типа создаются для обучения реалистическому принятию решений с помощью экспериментирования, оценки и изменения решений.
|
|
Функциональные игры создаются для обучения конкретным приемам управления в таких сферах деятельности, как маркетинг, производство, управление запасами, финансы и др. Они нацелены на улучшение принятия решений в среднем и низшем управленческом звене»1.
1 Карсон Дж. Деловые игры: метод обучения принятию решений // Грэм Р., Грей К. Руководство по операционным играм. М., 1977. С. 26.
Учебные деловые игры, хотя и ставят себе задачу моделирования различных хозяйственных ситуаций, тем не менее предназначены скорее не для выработки каких-то конкретных управленческих навыков, а для введения обучаемых в общий процесс делового взаимодействия. По своим принципам эти игры, как правило, более просты, чем управленческие игры.
Исследовательские деловые игры пока не получили большого распространения, но тем не менее проведение таких игр имеет немалое значение для познания хозяйственных явлений, так как по своему определению деловые игры являются одной из форм лабораторного экономического эксперимента. Посредством исследовательской деловой игры могут быть получены новые научные данные в отношении тех или иных вариантов хозяйственного поведения людей.
«(Исследовательские деловые игры. — А. О.) используются для анализа поведения отдельных сотрудников или целых коллективов в зависимости от изменения внешних или внутренних условий их деятельности (например, при изучении возможностей использования в организации различных систем оплаты труда). Исследовательские деловые игры моделируют конкретные организационные ситуации в режиме "что будет, если...". Это позволяет прогнозировать различные варианты изменений организационных ситуаций»1.
|
|
Деловая игра является эффективным экономическим методом исследования и обучения, а ее внедрение в образовательный и научный процесс позволяет «раскрепостить» исследователей или слушателей и тем самым добиться значимых результатов — учебных либо научных — в зависимости от целей проведения игры.