НАЖИМНЫЕ И УРАВНОВЕШИВАЮЩИЕ УСТРОЙСТВА
Износ валков и подшипников, а также технологические условия прокатки требуют постоянной регулировки положения валков.
В прокатных станах валки занимают преимущественно горизонтальное положение и могут перемещаться по вертикали и по горизонтали — поперек оси и вдоль нее. Перемещение по вертикали носит название главного регулирования, перемещение по горизонтали—вспомогательного (бокового) регулирования. Помимо опускания валков, осуществляемого нажимными винтами, производится подъем валков и удерживание их в определенном положении, при помощи уравновешивающего устройства. Механизмы, применяемые для регулировки валков в вертикальной плоскости (уравновешивающе-нажимные устройства), являются более сложными, чем механизмы или приспособления, применяемые для боковой установки. Поэтому к уравновешивающе-нажимным механизмам предъявляются особо высокие требования в отношении их конструкции, качества изготовления и поведения в эксплуатации.
Уравновешивающе-нажимному механизму приходится воспринимать при прокатке высокие давления и удары, поэтому он должен обладать большой прочностью и жесткостью.
В зависимости от типа прокатного стана главное регулирование производится различными способами: 1) перемещением одного верхнего валка (клети дуо, дупель-дуо, кварто); 2) перемещением верхнего и нижнего валка клети трио, где средний валок неподвижен (сортовые станы), или перемещением вместе с верхним среднего валка при неподвижном нижнем (листовые станы и трио-блюминги).
Перемещение среднего валка (после каждого пропуска) производится или отдельным механизмом или механизмом, связанным с работой подъемного стола (см. ниже).
КЛАССИФИКАЦИЯ НАЖИМНЫХ И УРАВНОВЕШИВАЮЩИХ УСТРОЙСТВ
Если в старых прокатных станах вертикальная установка валков и их уравновешивание производились отдельными устройствами (пружины, нажимной винт), то в современных станах все виды регулировки валков могут выполняться одним общим механизмом, зачастую представляющим весьма сложную конструкцию.
Опускание валка производится нажимным механизмом, подъем и уравновешивание — грузовым, пружинным или гидравлическим устройством, причем работа обоих механизмов, представляющих единый агрегат, является зависимой, а их привод осуществляется ручным или механическим способом.
В соответствии с этим нажимные и уравновешивающие агрегаты можно классифицировать: 1) по общему устройству нажимного механизма; 2) по способу уравновешивания (грузовое, гидравлическое, пру-
жинное и т. д.); 3) по системе привода агрегата (ручной, механический с планетарными передачами или механический с электрическим регулированием скорости — при помощи моторов).