Уравновешивание применяется как для подъема валков, так и для воспрепятствования их «игре», имеющей место у всех верхних и средних волков главным образом между шейками и вкладышами, между подушками и нажимными винтами, между винтами и гайками.
В станах тяжелого типа эта «игра» ввиду наличия ударов, возникающих при захвате металла валками, не только вызывает преждевременный их износ, ко может привести к поломке как валков, так и других частей клети, воспринимающих высокие давления.
Для предупреждения или ослабления «игры» средних валков станов трио применяют клинья или прокладки при установке вкладышей. Иногда такие клинья при цельных (не составных) подушках применяются и для верхних валков. Обычно же «игра» верхних валков клетей трио и дуо предотвращается установкой специального уравновешивающего устройства.
Сущность работы уравновешивающего устройства заключается в создании некоторого избыточного давления, упруго прижимающего друг к другу детали, участвующие в «игре» валков. Затрачиваемое на уравновешивание давление и вес этих частей воспринимаются непосредственно станинами рабочей клети или кожухами нажимного устройства.
Эффективность уравновешивающего устройства зависит от эластичности действия избыточного давления и надежности, с которой оно предупреждает увеличение игры при работе.
Уравновешивание деталей может осуществляться либо всех одновременно (кроме игры в подшипниках валков), либо каждой в отдельности— несколькими устройствами.
Основные способы уравновешивания — клиновой, грузовой, паровой, воздушный, гидравлический (водяной и масляный) и пружинный. Клиповой и паровой способы устарели и уже вышли из употребления; воздушный и масляный (на стенах холодной прокатки и эджерах) встречаются и сейчас, но очень редко. Грузовой, гидравлический (водяной)ми пружинный способы имеют весьма широкое применение в рабочих клетях всех станов.
Системы приводов нажимного и уравновешивающего устройства
В зависимости от технического совершенства уравновешивающе-нажимного агрегата применяются ручные или механические приводы. Последние весьма разнообразны.
Существуют приводы с цилиндрическими, коническими и червячными передачами. Наибольшее распространение имеют последние, причем они бывают с зависимой и независимой установкой нажимных винтов (см. ниже).
В соответствии со сложностью конструкции привода он работает от одного, двух, иногда трех и большего числа моторов.