Механической передачей называют механизм, который преобразует параметры движения двигателя в процессе передачи его к исполнительным органам машины (рис.1). С помощью передач осуществляют согласование работы двигателя с режимом работы исполнительных органов машины. Совершенствование и развитие передач позволяет расширить пределы передаваемой мощности и скорости, снизить габариты и массу, увеличить долговечность и пр.
В машиностроении применяют механические, электрические, гидравлические и пневматические передачи, наибольшее распространение из которых получили механические передачи.
|
Все механические передачи разделяют на две основные группы: передачи основанные на использовании трения (ременные, фрикционные); передачи основанные на использовании зацепления (зубчатые, червячные, цепные, винтовые).
В каждой передаче (рис.2) различают два основных вала: входной и выходной, или ведущий и ведомый. Между этими валами в многоступенчатых передачах располагаются промежуточные валы.
Основные характеристики передач: мощность
на входе и
на выходе, Вт; быстроходность, которая выражается частотой вращения
на входе и
на выходе, мин-1, или угловыми скоростями
и
, с-1. Эти характеристики минимально необходимы и достаточны для проведения проектного расчета любой передачи.
Кроме основных различают производные характеристики: коэффициент полезного действия (КПД)
или 
где
- мощность, потерянная при передаче;
передаточное отношение, определяемое в направлении потока мощности,
.
При
передача понижающая, или редуктор. При
передача повышающая, или мультипликатор.
Наибольшее распространение имеют понижающие передачи, так как частота вращения исполнительного механизма в большинстве случаев меньше частоты вращения двигателя.
Передачи выполняют с постоянным или переменным (регулируемым) отношением. Регулирование передаточного отношения может быть ступенчатым или бесступенчатым. Ступенчатое регулирование выполняют в коробках скоростей с зубчатыми колесами, в ременных передачах со ступенчатыми шкивами и т.п.; бесступенчатое регулирование – с помощью фрикционных или цепных вариаторов.
При расчетах передач часто используют следующие зависимости между различными параметрами: выражение мощности
, Вт, через окружную (тангенциальную) силу
, Н, и окружную скорость
, м/с, колеса, шкива, барабана и т.п.:
;
выражение вращающего момента
, Н∙м, через мощность
, Вт, и угловую скорость
, с-1:
, где
;
связь между вращающими моментами на ведущем
и ведомом
валах через передаточное отношение
и КПД
:
.
Рис.1. Механическая передача.






