double arrow

Культура в годы войны


На нужды фронта, в интересах победы трудились работники науки и культуры. Научные работники сосредоточились в основном на трех задачах: разработке военно-технических проблем, научной помощи промышленности в улучшении и освоении нового военного производства, мобилизации сырьевых ресурсов страны на нужды обороны, замене Дефицитных материалов местным сырьем.

В 1943 г. начались работы по созданию советской атомной бомбы, которыми занималась специальная лаборатория по расщеплению ядра урана под руководством академика И.В.Курчатова. Советские ученые и техники сделали чрезвычайно много для прогресса боевой техники Красной Армии. Танки Т- 34, КВ превзошли лучшие немецкие образцы. Реактивная артиллерия ("Катюши”), выпускавшая 16 снарядов, была мощнее 10- ствольных немецких минометов. В “борьбу умов” внесли вклад авиаконструкторы: А.С.Яковлев, С.А.Лавочкин, С.В.Ильюшин (создатель штурмовиков, лучшим из которых стал Ил-2 — “летающий танк”), А.Н.Туполев, Н.Н.Поликарпов, В.М.Петляков, В.М.Мясищев. Вторая мировая война была во многом “войной моторов”. Большой вклад в победу в этой войне внесли советские создатели авиамоторов А.Д.Швецов, В.Я.Климов, А.А.Микулин и др. Большую помощь бойцам оказали медики, в частности главный хирург Красной Армии академик Н.Н.Бурденко. Предложенный им метод лечения ранений черепа сульфамидными препаратами позволил резко, с 65 до 25 % снизить смертность среди раненых.

Свой вклад в победу внесли и представители общественных наук — историки, философы, юристы, экономисты, этнографы. Руководство страны переориентировало их деятельность на пропаганду патриотизма, которая стала мощным средством мобилизации духовных сил народа на борьбу с врагом. Большой вклад в укрепление патриотизма внесла и Русская Православная Церковь. 8 сентября 1943 г. состоялась историческая встреча Сталина с митрополитами Сергием, Алексием и Николаем, вскоре после которой была восстановлена патриархия.

Тяжело отразилась война на системе народного образования, прежде всего школьного. Был свернут взятый перед войной курс на всеобщее среднее образование. В интересах улучшения военно-физкультурной подготовки мальчиков, в 1943 г., начиная с 5- го класса, ввели раздельное обучение мальчиков и девочек. В 1944 г. для улучшения качества обучения в школе были введены экзамены в 4-х и 7-х классах, экзамены на аттестат зрелости, золотые и серебряные медали для успешно закончивших школу десятиклассников. Первые годы войны были особенно трудными и для высшей и средней специальной школы. Число студентов сократилось в 2,5 раза, число вузов — на 409. Многие вузы оказались на оккупированной территории, часть была эвакуирована. Многие профессора, преподаватели, студенты ушли в Красную Армию, народное ополчение, партизанские отряды. В 1942 г университеты были временно переведены на сокращенный, 3-4- летний срок обучения. К концу войны усилилось внимание к качеству подготовки специалистов. Поэтому с 1944 г. наряду с гос- экзаменами в вузах стала обязательной защита диплома. В последние годы войны было открыто 56 новых высших учебных заведений, в т.ч. Институт международных отношений.

С началом Великой Отечественной войны художники принимают самое активное участие в борьбе с врагом. Часть из них ушли сражаться на фронт, другие – в партизанские отряды и народное ополчение. Между боями они успевали выпускать газеты, плакаты, карикатуры,которые сыграли большую роль в патриотическом воспитании.

Крупнейшими центрами массового издания плакатов в 1941-1945 годах были Московское и Ленинградское отделения государственного издательства «Искусство», «Боевой карандаш», студия имени М.Б. Грекова, издательства в республиках Средней Азии и Закавказья, городах Сибири и Дальнего Востока, выездные редакции центральных газет и бригады художников, созданные при творческих союзах, художественных институтах, специальные отделы политорганов РККА и ВМФ.

Карикатура военных лет была одним из самых мощных орудий в арсенале советского искусства. Плакаты, листовки, сатирические бюллетени, рисунки для оберток солдатских концентратов били по врагу, поднимая боевой дух советских солдат. Работы Кукрыниксов сопровождали армию от Москвы до Берлина и помогали народу выстоять в подвижнической борьбе с фашизмом. Огромное мастерство, блестящее чувство юмора, острый глаз и воля к победе — все эти черты творчества «великолепной троицы» заряжают жизнью и памятью каждую страницу в альбоме. Помимо фронтовой хроники и политической графики в альбоме публикуются рисунки, сделанные Кукрыниксами на знаменитом Нюрнбергском процессе.

Кукрыниксы — творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили действительные члены АХ СССР, народные художники СССР , Герои Социалистического Труда Михаил Васильевич Куприянов , Порфирий Никитич Крылов и Николай Александрович Соколов. Кукрыниксы (псевдоним по первым слогам фамилий), творческий коллектив советских графиков и живописцев.

Плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!»

Уже к вечеру 22 июня 1941 года трио Кукрыниксов (Куприянов, Крылов, Соколов) создало эскиз плаката «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», ставшего классикой своего жанра. Примечательно, что в первоначальном варианте штык красноармейца пронзал не голову, а руку Гитлера, поэтому плакат выглядел скорее как предупреждение. Однако после того, как его подали на утверждение Сталину, — а вождь просматривал почти все агитационные материалы, — 24 июня плакат появился на улицах Москвы в «правильном» виде.


Сейчас читают про: