План.
9.1. Сущность, значение и план построения сегментарной отчетности
9.2. Разработка системы внутренней отчетности и контроля, их форм и содержание
9.3. Роль информации сегментарной отчетности в принятии тактических и стратегических управленческих решений
Вопрос 9.1. Сущность, значение и план построения сегментарной отчетности
Во исполнение мероприятий, предусмотренных Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, Приказом Минфина России от 27.01.2000 № 11н утверждено Положение по бухгалтерскому учету 12/2000 «Информация по сегментам».
Сегмент – это часть деятельности организации в определенных условиях. В переводе с латинского слово «сегмент» (segmentum) означает отрезок либо часть круга. Такими частями (сегментами) могут быть производство и продажа разных товаров, работ, услуг или данные о продажах товаров одного вида в разных регионах. Различают два разреза сегментирования: операционный и географический [1].
|
|
Операционный сегмент – это выделяемая деятельность организации по производству определенного товара, выполнению определенной работы или оказанию определенной услуги. При этом производство конкретного вида товара (работы, услуги) данного сегмента должно отличаться по уровню риска и прибыльности от деятельности по производству других товаров, работ, услуг.
Географический сегмент – это выделяемая деятельность организации по производству товаров, выполнению работ или оказанию услуг в определенном географическом регионе. Такая часть деятельности отличается по уровню рисков и прибыльности от деятельности в других географических регионах. Географический сегмент может выделяться по местам расположения активов организации (ведения деятельности организации, например, по месту расположения филиалов, структурных подразделений, дочерних и зависимых организаций) либо по местам расположения рынков сбыта (потребителей (покупателей) товаров, работ, услуг).
Организация может объединить в одну группу «Отчетный операционный сегмент» различные виды товаров (работ, услуг) при условии сходства по всем или большинству из следующих факторов:
- назначению товаров, работ, услуг;
- процессу производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;
- потребителям (покупателям) товаров, работ, услуг;
- методам продажи товаров и распределения работ, услуг;
- системам управления деятельностью организации (если применимо). При объединении товаров (работ, услуг), производимых (реализуемых) в
нескольких географических регионах в одну группу «Отчетный географический сегмент», следует исходить:
|
|
- из сходства условий, определяющих политические и экономические системы государств, на территории которых ведется деятельность организации;
- наличия устойчивых связей в деятельности, осуществляемой в различных географических регионах;
- сходства деятельности;
- рисков, присущих деятельности организации в определенном географическом регионе;
- общности правил валютного контроля;
- валютного риска, связанного с деятельностью организации в определенном
географическом регионе.
На выделенные отчетные сегменты должно приходиться не менее семидесяти пяти процентов выручки организации.
При определении доходов, расходов, активов, обязательств и финансового результата отчетного сегмента во внимание принимают только те данные, которые непосредственно относятся к отчетному сегменту либо могут быть отнесены к нему путем обоснованного распределения (таблица 3).
Таблица 2
Таблица 3
Основные понятия сегмента
Доходы | Расходы | Активы | Обязательства | Финансов ый результат |
выручка от | расходы по | активы, | обязательства, | разница |
продажи | производству | используемые | возникающие | между |
определенных | определенных | сегментом для | при | выручкой |
товаров, от | товаров, | производства | производстве и | (доходами) |
выполнения | выполнению | определенных | продаже | и |
определенных | определенных | товаров, | определенных | расходами |
работ, оказания | работ, | выполнения | товаров, | сегмента |
определенных | оказанию | определенных | выполнения | |
услуг или от | определенных | работ, | определенных | |
продажи | услуг или по | оказания | работ, оказания | |
товаров, | производству | определенных | определенных | |
выполнения | товаров, | услуг или для | услуг или при | |
работ, оказания | выполнению | производства | производстве и | |
услуг в | работ, | товаров, | продаже | |
определенном | оказанию услуг | выполнения | продукции | |
географическо | в определенном | работ, | (товаров), | |
м регионе | географическо | оказания | выполнении | |
деятельности | м регионе | услуг в | работ, оказание | |
организации, а | деятельности | определенном | услуг в | |
также части | организации, а | географическо | определенном | |
общей выручки | также общих | м регионе | географическом | |
организации, | расходов | деятельности | регионе | |
которая | организации, | организации | деятельности | |
обоснованно | которые | организации | ||
приходится на | обоснованно |