double arrow

От авторов. Эта книга предназначена для аспирантов и соискателей — мо­лодых ученых, занимающихся разными специальностями как в области естественных

Эта книга предназначена для аспирантов и соискателей — мо­лодых ученых, занимающихся разными специальностями как в области естественных, так и в области гуманитарных наук. Она дает им возможность подготовиться к наиболее серьезному в их жизни официальному экзамену по философии — кандидатскому экзамену. Поэтому мы находим возможным обратиться непо­средственно к самим будущим читателям книги.

Дорогие наши читатели, соискатели и аспиранты!

Вы стоите сейчас перед непростой задачей — сдать наряду с собственной специальностью и иностранным языком еще одну важную дисциплину — философию, но в том ее ракурсе, где она тесно смыкается и взаимодействует с наукой. Как вы уже знаете, философия — теоретическая рефлексия об отношениях человека и мира — занимается самыми разными проблемами: сущностью человека и смыслом жизни, спецификой познания и деятельно­сти, вопросами о Боге, смерти и бессмертии и т.д. Эти вопросы важны и интересны для любого человека, и подобная тематика может привлекать и волновать вас даже за пределами учебных занятий. Однако сейчас вам необходимо встретиться с тем обли­ком философии, который крайне необходим для вас как для про­фессиональных ученых, но еще не знаком вам в достаточной мере, — с философией науки.

Дело в том, что ученый, специалист, если он всерьез занят собственным делом, не может обойтись без рефлексии, размыш­ления над смыслом своих научных занятий, без попытки осоз­нать специфику той интеллектуальной деятельности, которой он посвящает жизнь. Именно поэтому в самое ближайшее время вам предстоит понять и усвоить особенности научного мироотношения, познакомиться с этапами развития науки, обратиться к осо­бенностям взаимодействия науки с другими сферами жизни.

Наша реальная практика работы с аспирантами разных спе­циальностей показывает, что, сдав сначала курсовой, а затем всту­пительный аспирантский экзамен по философии, вы в достаточ­ной мере овладеваете содержанием этой дисциплины, предусмот­ренным государственным образовательным стандартом высшего образования. У вас уже есть определенная философская эруди­ция, некоторый запас знаний, полученных в студенчестве. В ис­торико-философском разделе вы приобрели представление о струк­туре и специфике философии, рассмотрели генезис и основные этапы ее исторического развития. В теоретической (фундаменталь­ной) философии изучили проблемы онтологии, теории познания и методологии. В социальной философии главными проблема­ми, с которыми вы соприкоснулись, были: человек и общество, социальная структура, гражданское общество и государство, роль ценностей в человеческой жизни, будущее человечества и др.

Весь этот объем философских знаний является вполне доста­точным, для того чтобы каждый из вас, став аспирантом, мог перейти к более глубокому изучению философии, подняться на еще одну ступень философской подготовки. Потребность в таком «философском росте» возникает у самих аспирантов, в чем вы сможете убедиться, как только прикоснетесь к фундаментальным проблемам собственной науки. Кроме того, как мы уже отмети­ли, кроме чисто теоретического интереса у аспирантов есть и прак­тическая проблема — экзамен, который хотя и называется «кан­дидатский минимум», тем не менее требует активизации ваших знаний «по максимуму». Книга, которую вы сейчас держите в руках, как раз и призвана, с одной стороны, помочь вам в реали­зации ваших философско-теоретических интересов, а с другой — оказать серьезное содействие в подготовке к экзамену.

При создании нашей книги мы исходили из того, что выпус­книку аспирантуры — будет ли он работать в «чистой науке» или в сфере образования — изложенные в этом пособии проблемы фи­лософии науки будут отнюдь не бесполезны. Пособие предлагает содержательное описание требований Госстандарта по курсу фи­лософии и методологии науки и заполняет возникший дефицит учебной литературы по данной дисциплине.

Наука — сложное многогранное целостное явление, а процесс развития научного познания — в силу его сложной и многослойной структуры — не однонаправленный монотонный, «одноплоскостной» процесс. Это всегда, в любую эпоху процесс нелиней­ный, характеризующийся разнонаправленностью изменения форм научного знания, в котором постоянно возникают новые точки роста, нововведения и центры изменения, многообразные возмож­ности и ситуации выбора. Поэтому не только возможны, но и необходимы разные модели и образы развития науки.

Научное познание развивается в контексте исторического раз­вития общества. А это значит, чтобы понять его природу, особен­ности и историческую динамику, необходимо рассматривать на­учное познание как социально-культурный процесс. Надо понять, как осуществляется и развивается социальная жизнь людей, как она определяет на разных этапах своей истории состояние и осо­бенности научной деятельности.

Наука — это та сфера человеческой деятельности, в которой происходят выработка и теоретическая систематизация объек­тивных знаний о действительности, в которую науки — по мере своего развития — проникают все более глубоко и широко. Вме­сте с тем наука ориентируется и на человека, на безграничное развитие его интеллекта, его творческих способностей, культу­ры мышления.

Наряду со знаниями об объектах наука формирует знания и о методах, принципах и приемах научной деятельности. Потреб­ность в развертывании и систематизации знаний второго типа приводит на высших стадиях развития науки к формированию методологии как особой отрасли научного исследования, призван­ной направлять научный поиск.

Наука изучает не только окружающую действительность, но и сама себя с помощью комплекса дисциплин, куда входят исто­рия и логика науки, психология научного творчества, социология знания и науки, науковедение и др. В настоящее время бурно раз­вивается философия и методология науки, исследующая общие закономерности научно-познавательной деятельности, структуру и динамику научного знания, его уровни и формы, его социокуль­турную детерминацию, средства и методы научного познания, спо­собы его обоснования и механизмы развития знания.

Философия науки сложилась к середине XX в. и как фило­софское направление, исследующее общие характеристики науч­ной деятельности в целом, и как раздел философии, разрабатываемый в рамках различных философских течений, поскольку они так или иначе обращаются к феномену науки.

Рассматривая проблему философии науки, мы имели в виду не отдельные науки, которые, конечно, сильно отличаются друг от друга, а науку как своеобразную форму познания, специфичес­кий тип духовного производства и социальный институт. Можно сказать, что речь идет о «науке вообще», которая, при всем много­образии своих обликов, несомненно, отличается от других сфер человеческой жизни — производства, морали, искусства, рели­гии, обыденного сознания и т. п.

Мы надеемся, что предлагаемое вашему вниманию учебное пособие в равной мере будет полезным для представителей всех частных научных дисциплин — как для «физиков», так и для «ли­риков».

Авторский коллектив: доктор философских наук, профессор В. П. Кохановский (глава I, § 2, 4; глава П, § 1, 5; глава Ш, § 1— 5; глава IV, § 1, 6; глава V; глава VII, § 1; глава VIII); доктор философских наук, профессор Т. Г. Лешкевич (Введение; глава I, § 1, 3, 5; глава II, § 3 (в соавторстве); глава III, § 6, 7; глава IV, § 2—5; глава VII, § 2—8; глава IX); доктор философских наук, профессор Т. П. Матяш (гл. VI); кандидат философских наук, до­цент Т. Б. Фатхи (гл. II, § 2, 3 (в соавторстве), 4, 6, 7).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: