double arrow

Развитие ТН ВЭД


Вторая международная ГС-производная таможенно-статистическая номенклатура товаров, которая создается в настоящее время при непосредственном участии России, связана с попыткой образования некоторыми государствами СНГ таможенного союза. Основы нового интеграционного объединения были заложены еще 6 января 1995 года, когда Российская Федерация и Республика Беларусь заключили в Минске Соглашение о Таможенном союзе между двумя государствами. Впоследствии к этому Таможенному союзу присоединилась Республика Казахстан и Киргизская Республика.

В Соглашении о Таможенном союзе между Россией и Белоруссией заложены основы формирования нового интеграционного объединения, и в качестве первого шага называется "создание полностью идентичных систем регулирования внешних экономических связей (в том числе тарифного и нетарифного регулирования), а также установления одинакового торгового режима, общих таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования в отношении третьих стран" (статья 2). Хотя стороны не устанавливали никаких сроков относительно этапов объединения, к началу нового столетия стало очевидно, что интеграционные процессы сильно замедлились, и необходимо было предпринять конкретные шаги, возможные и допустимые как с финансовой, как и иных точек зрения.

Позже к Таможенному союзу присоединилась Республика Таджикистан. Решением Межгосударственного Совета пяти стран Таможенного союза N 77 от 23 мая 2000 года предполагалось создать новое интеграционное объединение. 10 октября 2000 г. в Астане главы пяти государств подписали Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). К 2003 году ООН зафиксировала статус этого объединения как международной организации (Секретариат ООН зарегистрировал этот договор). Узбекистан стал членом ЕврАзЭС уже в начале 2006 года.

В Договоре об учреждении ЕврАзЭС определены внутренние аспекты функционирования Сообщества, а также провозглашены цели создания не только Таможенного союза, но и Единого экономического пространства. Как уже отмечалось, единая таможенная номенклатура товаров, как правило, входит в число первых шагов, которые государства относительно безболезненно могут предпринять на самых ранних этапах интеграции. Единая товарная номенклатура - эта база для построения Общего таможенного тарифа Сообщества, без которого цель построения Таможенного союза не может считаться достигнутой.

Спустя два года после учреждения ЕврАзЭС, 20 сентября 2002 года, в Астане пять государств-членов ЕврАзЭС заключили Соглашение об общей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического сообщества (ТН ВЭД ЕврАзЭС). Стороны договорились, что для целей тарифного и нетарифного регулирования, а также ведения статистического учета они принимают в качестве общей таможенно-статистической товарной номенклатуры ЕврАзЭС десятизначную Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. Последняя, как отмечено в статье 1 этого Соглашения, основана на международных классификаторах - Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и ТН ВЭД СНГ. В Приложении к Соглашению содержится ТН ВЭД, которая введена в России Постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. N 830. Приложение является неотъемлемой частью Соглашения о ЕврАзЭС (Соглашение временно применяется с даты его подписания. Соглашение вступило в силу для России 6 июня 2003 года).

Ведение ТН ВЭД ЕврАзЭС возложено на таможенную службу Российской Федерации, которая отслеживает изменения в НГС, "Пояснениях к ГС" и учитывает Классификационные заключения Комитета по ГС, а также приводит ТН ВЭД ЕврАзЭС в соответствие с ее международной основой и выносит решения о внесении изменений в ТН ВЭД ЕврАзЭС на основании предложений таможенных служб государств-членов Сообщества. Таможенные службы стран ЕврАзЭС совместно разрабатывают и принимают пояснения и решения по толкованию ТН ВЭД ЕврАзЭС. Таким образом, изменение ТН ВЭД России не означает автоматического изменения ТН ВЭД ЕврАзЭС.

Два раза в год ФТС России представляет доклад Совету руководителей таможенных служб при Интеграционном Комитете Евразийского экономического сообщества о результатах проделанной работы, а также публикует ТН ВЭД ЕврАзЭС и пояснения к этой номенклатуре. Перечень функций ФТС России в отношении единой номенклатуры Сообщества является открытым.

Соглашение о ТН ВЭД ЕврАзЭС вступит в силу с даты сдачи на хранение депозитарию третьего уведомления о выполнении подписавшими его сторонами всех необходимых внутригосударственных процедур. Республика Беларусь ратифицировала Соглашение о ТН ВЭД ЕврАзЭС 26 мая 2003 года. В настоящее время многие акты, принимаемые в самой ЕврАзЭС, используют уже новую номенклатуру ЕврАзЭС, а не ТН ВЭД СНГ.

В ТН ВЭД ЕврАзЭС проблема некодируемых описаний товаров решена с помощью введения десятизначного кода, соответствующего товарным подсубпозициям ТН ВЭД ЕврАзЭС. Таким образом, в соответствии с таможенно-статистической номенклатурой ЕврАзЭС, окончательный код товара состоит из десяти цифр - первые шесть соответствуют коду субпозиции ГС, первые девять - коду подсубпозиции ТН ВЭД СНГ, а все десять - подсубпозиции ТН ВЭД ЕврАзЭС. Далеко не все подсубпозиции номенклатуры СНГ детализированы в подсубпозициях ТН ВЭД ЕврАзЭС, поэтому десятая цифра (а еще чаще девятая и десятая цифры) во многих случаях - нули.

Анализ применяемых в ТН ВЭД ЕврАзЭС оснований классификации товаров при детализации девятизначных подсубпозиций ТН ВЭД СНГ позволяет выделить несколько специфичных классификационных критериев. В частности, при детализации подсубпозиции 0702 00 000 "томаты" в ТН ВЭД ЕврАзЭС используется критерий "по дате декларирования импортируемых товаров", то есть девяти временным периодам календарного года соответствуют десять разных кодов (0702 00 000 1, 0702 00 000 2 и так далее, меняется только десятая цифра кода), которым, в свою очередь, соответствуют различные ставки таможенной пошлины.

В другом случае, классификационным критерием выступает вид животного: товарная подсубпозиция ТН ВЭД СНГ 0106 00 "живые животные прочие" детализирована до десятизначных подсубпозиций, которые выделяют лисиц, соболей, песцов и норок. Иногда проявляется еще один критерий, особенно распространенный в развитых странах - по цене товара, однако в данном случае не за единицу, а по цене товара на определенной бирже. Подсубпозиция 1701 11 100 ТН ВЭД СНГ "тростниковый сахар для рафинирования" подразделяется на девять подсубпозиций ТН ВЭД ЕврАзЭС, причем десятизначный код зависит от среднемесячной цены товара на Нью-Йоркской товарно-сырьевой бирже. Соответственно, эта классификация осуществлена исключительно в таможенно-тарифных целях, для дифференцирования ставки таможенной пошлины.

ТН ВЭД ЕврАзЭС отличается от других таможенно-статистических номенклатур товаров (главным образом, таможенно-статистических классификаций ЕС) тем, что число таможенно-тарифных по своей природе подсубпозиций многократно превышает в ней число статистических, которые в ТН ВЭД ЕврАзЭС почти не встречаются. Это позволяет сделать вывод, что главный движущий стимул более подробной детализации девятизначной ТН ВЭД СНГ в данном случае связан преимущественно с потребностями таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

16 марта 2003 года вступил в действие Приказ ГТК РФ от 19 ноября 2002 года N 1208 "Об утверждении Положения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России" (Письмо ГТК РФ от 20.02.2003 N 14-10/7248).

Основные цели данного Положения видятся в следующем:

- его применение должно повысить эффективность работы по контролю правильности классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации;

- совершенствование процедуры таможенного оформления и таможенного контроля за товарами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации, на основании статей 216 и 217 Таможенного кодекса Российской Федерации.


Сейчас читают про: