Электровозы переменного тока

Последовательность приве­дения электровоза в рабочее состояние такова:

включают вверх рубильники на распределительном щите;

проверив напряжение аккумуляторной батареи, при необхо­димости включают освещение; уложив изоляционные штанги на место, убедившись, что в ВВК всех секций нет людей, посторонних предметов, блокируют ВВК шторами;

приводят пневматическую цепь управления в состояние, пред­усмотренное для поездной работы; при необходимости производят заправку электровоза сжатым воздухом;

на кнопочных выключателях, в коридорах включают необходимые кнопки;

в рабочей кабине включают автоматические выключатели блоков автоматов;

разблокировав кнопочный выключатель 223, убедившись, что главная рукоятка контроллера находится в нулевом положении, поднимают токоприемник (соблюдая требования правил безо­пасности);

включают ГВ;

запускают вспомогательные машины;

включают и опробуют действие тормозов и проверяют утечки воздуха в магистралях;

опробуют действие остальных электрических цепей.

Заправка электровоза сжатым воздухом.

Случай заправки электровоза от магистрали или другого электровоза (предполагая, что заряд батареи недостаточен для длительной работы вспомогательного мотор-компрессора с целью подъема токоприемника и включения ГВ). Для заправки питательной магистрали в этом случае пред­варительно убеждаются, что все концевые краны на торцах электро­воза перекрыты, закрыты краны маслоотделителей главных резер­вуаров. Остальные краны устанавливают в положение, предусмот­ренное заводской Инструкцией по эксплуатации электровоза данной серии. Кнопки управления в кабинах выключают, чтобы не произошло преждевременного подъема токоприемников.

На электровозах, рассчитанных на вождение сдвоенных поездов, на период заправки следует перекрыть разобщительный кран КН9 между питательной магистралью и уравнительным резервуаром каждой кабины управления (обычно они открыты, а разъединение питательной магистрали с уравнительным резервуаром РС7 осуще­ствляется трехходовым краном КН53, рабочее положение ручки которого при управлении не сдвоенными поездами вертикальное).

Присоединив рукав питательной магистрали на торце электровоза к магистрали депо (другого локомотива), открывают вначале концевой кран питательной магистрали на заправляемом электро­возе, а затем у магистрали другого локомотива (или депо). Для нормального выключения главного выключателя ВОВ-25-4 необходимо давление не менее 0,6 МПа, поэтому до такого значения (наименьшее) и заряжают питательную магистраль. После напол­нения главных резервуаров РС1—РСЗ, резервуаров главного выключателя РС6 и токоприемника РС5 сжатым воздухом краны питательной магистрали заправляемого электровоза и депо (вто­рого электровоза) перекрывают, а рукава разъединяют. У электровозов ВЛ80 (всех индексов) при необходимости допустима заправка сжатым воздухом вначале одной секции при перекрытом межсекционном кране питательной магистрали.

На период заправки воздухом 1-й секции необходимо переклю­чить блокировочное устройство штор ВВК 2-й секции в положение Реле давления зашунтировано. После подъема токоприемника питательные магистрали следует соединить, открыв их краны, а блокировочное устройство штор переключить в рабочее положение; после этого можно начать включение электрических цепей 2-й секции. Рабочее давление в резервуаре токоприемника (он же «резервуар управления») — 0,5 МПа; поездное положение крана КН9 — открытое. Заправив воздухом обе секции электровоза, но оставив тормоз­ную магистраль временно не включенной, далее проверяют положе­ние кранов пневматической магистрали управления. Трехходовой кран КН54 должен стоять в положении, при котором резервуар РС5 соединен с магистралью управления, имеющей давление 0,5 МПа.

Подготовка аппаратов.

Вначале следует убедиться, что на крыше и в высоковольтной камере электровоза никого нет, а посторонние предметы с крыши и из камеры убраны (инструмент, материалы и т. п.), машины и аппараты готовы к работе.

На электровозах ВЛ80 (всех индексов) все отключатели ножево­го типа должны быть включены крышевые разъединители РВН, отключатели двигателей ОД, разъединители выпрямитель­ных установок, переключатели вспомогательных цепей 111 и т. д., кроме шинных разъединителей 19, 20 ввода электровоза в депо и разъединителей трехфазных цепей секций 126; переключа­тель режимов ПР следует установить в положение Рабочий режим электровоза. Указатели (блинкеры) сигнальных реле нужно восстановить. Затем снимают заземляющую штангу с ввода тягового трансформатора. После закрывания штор и дверей ВВК включают необходимые кнопки управления вспомогательными машинами на кнопочных выключателях в коридоре кузова, а в зим­нее время и кнопки 1 подогрева картера компрессора, спускных кранов резервуаров, бака санузла. Кнопки Низкая температура масла и Обогрев ЭКГ включают при температуре атмосферного воздуха — 20°С и ниже. При слабозаряженной аккумуляторной батарее обогрев влагосборников резервуаров включают позднее, после подъема токоприемников; замыканием выключателя ВА36 блока автоматов 216 включают контактор 160, подавая напряжение на РЩ.

Подъем токоприемников.

После подачи дежурным напряжения в контактный провод машинист громко объявляет:

Поднимаю токоприемник», затем подает звуковой сигнал свист­ком или тифоном, после чего включает кнопки Токоприемники и Токоприемник задний, иногда Токоприемник передний (напри­мер, когда над задним токоприемником нет контактной сети). О том, что токоприемник поднялся, машинист узнает по колебанию контакт­ной сети и легкому потрескиванию дуги в момент подхода полоза к проводу, а ночью — по небольшому искрению при этом.

При включении кнопок Сигнализация на выключателе 224, рукояток блока автоматов 215 и кнопок 401 (Секция 1), 402 (Сек­ция 2) на пульте машиниста загораются лампы CI, С2 и на сигналь­ном табло — лампы ГВ, ФР, МН, МВ1—МВ4, ЗБ.

На электровозе BЛ60K в момент нажатия кнопки Токопри­емники на пульте машиниста загораются сигнальные лампы ГВ (главный выключатель выключен), ФР (расщепитель фаз не рабо­тает), ВУ1, ВУ2 (защита выпрямителей не восстановлена), ТД (кон­такторы цепи двигателей не включены), РП (защитное реле цепи двигателей не восстановлено), ОВУ (охлаждение выпрямителей не работает), 0, ХП (ЭКГ находится на нулевой или ходовой пози­ции), TP (охлаждение трансформатора не включено). По мере вклю­чения вспомогательных цепей красные сигнальные лампы гаснут и загораются зеленые лампы отдельных цепей.

Запуск остальных вспомогательных машин.

Включив кнопку Компрессоры, проверяют их действие по стрелке манометра и на слух. Замечают момент срабатывания регул я юра давления [(0,94=0,02) МПа] и остановки компрессоров (момент размыкания контактов регулятора при нижнем пределе давления 0,75 МПа).

В момент запуска компрессора в течение некоторого времени может быть слышен шум воздуха, выходящего из цилиндра высо­кого давления в атмосферу через разгрузочный клапан. Кроме того, в начале сбора цепей управления компрессорами на некоторых восьмиосных электровозах кратковременно загораются сигнальные лампы МК и C1 С2.

Затем поочередно включают кнопки вентиляторов. Работа вен­тиляторов воспринимается на слух, а включение тех вентиляторов, которые обеспечивают охлаждение выпрямительных установок, контролируют и по погасанию соответствующих сигнальных ламп (в зависимости от серии электровоза это лампы В, ОВУ и др.).

Проверка действия компрессоров и тормозов.

Подачу обоих компрессоров проверяют раздельно по времени повы­шения давления в главных резервуарах с 0,7 до 0,8 МПа. Оно должно быть не более 35 с.

Включают тормозные приборы и краны.

Проверяют утечки воздуха в питательной и тормозной магистралях, а также маги­страли цепи управления. Проверяют действие тормозов с помощью основного и вспомогательного локомотивного кранов машиниста. Проверку выполняют в соответствии с Инструкцией по эксплуата­ции тормозов. Проверка действия цепей управления тяго­выми двигателями.

На электровозах BJI80C, выключив кнопку Мотор-насос (Масло-насос) включают кнопки Главный контроллер на блоке автоматов и Цепи управления. При включенных тормозах и ЭПК возможно проверить действие обоих главных кон­троллеров ЭКГ во всех режимах управления. При замыкании кнопок Цепи управления валы ЭКГ возвращаются в исходное положение, на что укажут лампы 0, ХП и стрелки указателей позиции. Поставив реверсивную рукоятку в положение Вперед, а главную поочередно;- в положения РП, ФП, проверяют действие ЭКГ при ручном пуске - затем при ручном выключении (РВ, ФВ); так же проверяют дей­ствие цепей ЭКГ при автоматическом пуске и выключении. О син­хронности поворота валов ЭКГ судят, сверяя показания указателей позиции. При такой проверке контакторы 51—54 цепи тяговых двига­телей не включаются.

Для полной проверки цепей следует затормозить электровоз, включить мотор-насос и набрать несколько позиций ЭКГ тем же порядком. Амперметры на пульте показывают ток тяговых двига­телей. Лампа ТД гореть не должна.

На период проверки цепей кнопку Автоматическая подсыпка песка отключают, а по окончании проверки включают.

Проверка остальных узлов.

В исправности световых и звуковых сигналов убеждаются, поочередно включая соответствую­щие кнопки. При переходе в другую кабину проверяют, работает ли освещение коридора, высоковольтной камеры и машинных помеще­ний. В процессе приемки электровоза убеждаются в исправном со­стоянии окон, дверей, жалюзи; проверяют, открыты ли в ВВК воздушные заслонки (шиберы) на воздухопроводах тяговых двига­телей. При открывании этих заслонок увеличивается давление воз­духа внутри кузова, что препятствует попаданию в него пыли и снега через неплотности дверей, окон и пола, а в летнее время усиливает охлаждение внутрикузовного оборудования.

Проверяют также действие радиостанции, электропечей, стекло­очистителей (зимой — стеклообогрева) и песочниц.

Помощник ма­шиниста смазывает узлы механической части. При наличии времени большинство указанных проверок производят и из 2-й кабины.

Если при проверке устанавливают, что все оборудование дейст­вует нормально, то электровоз считают пригодным к дальнейшей работе.

25. Приемка электровоза при смене бригад и в пункте оборота

Приемка электровоза при смене бригад.

В повседневной деятель­ности локомотивные бригады имеют значительно меньше времени на приемку, так как ее выполняют на станционных путях в парке отправления, зачастую без отцепки электровоза от поезда. За 20— 30мин, выделяемых обычно на приемку, бригада осматривает и про­веряет только самое основное.

Перед тем как приступить к приемке электровоза, машинист узнает у прибывшей бригады, как работали локомотив в целом и его отдельные узлы во время рейса. Если сдающая бригада отмечает, что токоприемники, вспомогательные машины, тяговые двигатели и выпрямительные установки действуют хорошо, машинист уделяет основную часть времени, отводимого на приемку, проверке механи­ческого оборудования, подшипниковых узлов и быстрому осмотру аппаратуры, установленной в высоковольтной камере, проверяет наличие пломб на защитной и контрольной аппаратуре.

При любых условиях бригада внимательно осматривает колес­ные пары, буксы, тормозную и рессорную системы, приемное устрой­ство автостопа и автосцепку, так как от состояния этих узлов в пер­вую очередь зависит безопасность движения, а также проверяет действие песочниц, световых и звуковых сигналов, измерительных приборов и запас песка.

Если во время приемки электровоз не отцепляют от состава, то действие тормозной рычажной передачи проверяют краном вспо­могательного локомотивного тормоза. Работу воздухораспределителя электровоза в этом случае контролируют при опробовании тормозов всего поезда. Действие вентиляторов и компрессоров с целью эконо­мии времени проверяют во время пробы тормозов; подачу компрес­соров в этом случае точно установить невозможно, так как нельзя отключать тормозную магистраль.

В процессе приемки необходимо периодически проверять давление в главных резервуарах, напряжение аккумуляторной батареи.

Помощник машиниста устанавливает, есть ли на электровозе запас смазочных и обтирочных материалов, принимает сигнальные принадлежности, тормозные башмаки, противопожарный инвентарь и инвентарь по технике безопасности, а также инструмент.

В обязанности помощника машиниста входит проверка состояния подшипниковых узлов колесных пар и тяговых двигателей. По ука­занию машиниста он может принимать участие в осмотре и других узлов электровоза. В сильные морозы во время приемки помощник периодически продувает влагосборники и маслоотделители пневма­тических магистралей.

Рели от букс моторно-осевых подшипников в сырую погоду идет пар, а зимой снег на них подтаивает, это указывает на ненормальный нагрев подшипников. Такие подшипники осматривают через верхний люк буксы и перебирают подбивку.

Во время сдачи электровоза машинист прибывшей бригады обыч­но большую часть отведенного времени осматривает внутрикузовное оборудование. Помощник машиниста в это время пополняет запас смазки, приводит в порядок внутрикузовные помещения и вытирает детали механической части. Если сдающий машинист выс­казывает замечания о нечеткой работе того или иного узла, то принимающий машинист выделяет время на осмотр этого узла.

Неисправность, обнаруженную в процессе приемки-сдачи, устра­няет прибывшая бригада. При невозможности устранить неисправ­ность своими силами принимающий машинист ставит в известность дежурного по депо (пункту оборота) для принятия мер.

Прибывший машинист записывает в Журнале технического сос­тояния электровоза, как работал локомотив и какие замечены неполадки. Принимающий машинист читает эту запись и, если было отмечено, что нужен ремонт, проверяет, выполнен ли он, после чего расписывается в приемке электровоза.

Приемка и заправка электровоза в пункте оборота.

Возможны четыре основных варианта обслуживания электровозов бригадой: локомотивная бригада не отдыхает в пункте оборота, а на этом же локомотиве сразу возвращается с поездом обратного направления;

прибывшая в пункт оборота бригада сдает электровоз другой бригаде, а сама после отдыха отправляется в обратный рейс на дру­гом электровозе;

электровоз простаивает, пока отдыхает локомотивная бригада;

пункт оборота служит пунктом подмены бригад: на время отдыха бригады локомотив следует далее с подменной бригадой по укоро­ченному плечу и к моменту окончания отдыха основной бригады возвращается в пункт подмены.

Способ обслуживания определяет характер приемки электро­воза в пункте оборота.

В первом и третьем случаях бригада выпол­няет на приемку, а осмотр, поскольку электровоз был ею уже принят в пункте основного депо. Во время осмотра основное внимание обра­щают на ходовые части, а также на песочницы, учитывая, что дви­жение электровоза будет в обратном направлении. Из новой кабины опробуют работу токоприемников, световых и звуковых сигналов, действие тормозов и проверяют правильность работы цепей (про­верка секвенции).

При отправлении «с оборота» такую упрощенную приемку начинают сразу же по прибытии с поездом прямого направления, когда бригада переходит в другую кабину для следования из парка прибытия в парк отправления; заканчивают приемку уже после при­цепки к поезду обратного направления. Если в пункте оборота выпол­няют экипировку песком, то машинист частично использует это время для более подробного осмотра электровоза, например, проверяет состояние токоприемников.

Если электровоз простаивал, пока отдыхала бригада, то его сна­чала заправляют сжатым воздухом. После подъема токоприемника и наполнения главных резервуаров до давления 0,9МПа выполняют упрощенную приемку, так как по прибытии бригада, прежде чем сдать электровоз дежурному по пункту оборота, его уже осмат­ривала.

Во втором и четвертом случаях локомотив принимают на стан­ционных путях в уже описанном порядке. Иногда электровоз при­нимают не от другой бригады, а от дежурного по оборотному депо.

В любом случае принимающая бригада вначале просматривает Журнал технического состояния электровоза. Если в нем записаны замечания, то, прежде всего проверяют, устранены ли отмеченные дефекты и как выполнен ремонт. После приемки электровоза маши­нист расписывается в соответствующей графе Журнала.

Описание действий по подъему токоприем­ника в случае, когда на электровозе нет сжатого воздуха и его нельзя взять из другого источника.

Подъем токоприемника вспомогательным мо­тор-компрессором.

На электровозах ВЛ10 (см. рис. 21) для подъема токоприемника таким мотор-компрессором включают кнопки Токоприемники и Токоприемник задний (или Токоприемник перед­ний) в кабине с таким расчетом, чтобы можно было удобно управлять кнопкой Токоприемник на выключателе 83-1 поскольку магистраль токоприемника 45-I короче, чем токоприемника 45-II

Затем закрывают краны 6, 11 на магистралях ВВК и закрывают кран 10 на трубе, идущей к резервуару 19 токоприемника трехходовым краном 9 подключают вспомогательный компрессор к магистрали токоприемника и нажимают кнопку Компрессор токо­приемника. После подъема токоприемника включают кнопки управ­ления БВЗ (КВЦ) и кнопки управления основными компрессорами, не прекращая работы компрессора токоприемника, пока давление в главных резервуарах не достигнет 0,4 МПа. Контроль давления по манометру 16 при открытом кране 15. Затем кран 15 закрывают, ручку крана 9 ставят в рабочее положение, а краны 10, 6,11 откры­вают. При хорошо заряженной батарее краны 6 и 11 можно не пе­рекрывать.

Если заранее был запасен воздух в резервуаре 19, то токо­приемник можно поднять без использования вспомогательного компрессора.

Для этого при заранее нажатых кнопках Токоприем­ники и Токоприемник задний перекрывают краны 6 и 11 и открывают кран 10. После подъема токоприемника включают кнопки управления основными компрессорами и, когда давление воздуха в главных резервуарах станет выше 0,4—0,5 МПа, переставляют ручки кранов 6 и 11 в нормальное положение.

Если электровоз должен стоять с опущенными токоприемниками и необходимо на возможно более длительное время сохранить сжатый воздух в резервуаре 19, то поступают так: кран 10 перекры­вают и при работающих компрессорах открывают кран 15 до полной зарядки резервуара 19.

Рис. 21 Электропневматическая схема управления токоприемниками электровоза ВЛ10:

1,3 — клапаны токоприемников, 2,9 — краны трехходовые, 4,5,7 — блокировки дверей ВВК и люка на крышу, 6, 10, 11, 15, 18, 20— краны разобщительные, 8 — вентиле защитный, 12 — компрессор вспомогательный, 13 — фильтр, 14 — редуктор понижающий; 16— манометр; 17— клапан обратный, 19— резервуар токоприемника.

26. Экипировка электровоза

Под экипировкой понимают пополнение запаса песка, смазочных и обтирочных материалов, а также необходимых запасных частей и инвентаря. В зависимости от местных условий экипировку элек­тровозов выполняют в основном или оборотном депо, а в некоторых случаях и на станционных путях без отцепки локомотивов от состава. Время всех операций по подготовке электровоза к следующему рейсу составляет 15—20 мин. Наиболее продолжительная операция экипировки — набор песка в песочницы.

На всех электровозах песок в песочницы подают через отвер­стия в крыше кузова. У электровозов ВЛ10, ВЛ10У — по восемь песочниц в каждом кузове, на ВЛ80 (всех индексов) — по шесть.

На электровозах используют песок нормального и повышенного качества. На дорогах, расположенных в районах, где рельсы часто покрываются инеем и обледеневают, применяют песок только повы­шенного качества. Качество песка определяется размером зерен, его минеральным и химическим составом; соответствие песка нормам регулярно проверяют в лаборатории депо.

Перед засыпкой в банки электровоза песок просушивают и медленно охлаждают до температуры окружающего воздуха. Заправка теплого песка недопустима, так как приводит к смерзанию его внутри банок, а прекращение подачи песка хотя бы под одну первую по ходу колесную пару электровоза при движении по крутому подъему с тяжелым поездом в неблагоприятную погоду может привести к остановке поезда на перегоне (растяжке).

Последовательность операции при заправке электровоза песком такова:

локомотив устанавливают под эстакадой так, чтобы обе секции находились под бункерами;

затормаживают ручным тормозом (из одной кабины);

выключают все кнопки на кнопочных выключателях токоприемниками и вспомогательными машинами (в том числе и ГВ);

убедившись, что токоприемники опустились, машинист делает заявку дежурному по депо (дежурному по пункту экипировки) на; снятие напряжения с контактного провода;

после снятия напряжения дежурные экипировщики приступают; к засыпке песка.

Перед засыпкой открывают крышки банок и наконечники шлангов направляют на сетки электровозных песочниц; убедившись в исправ­ности сеток, открывают заслонки раструбов.

На некоторых пескоэстакадах для засыпки банок 2-й секции электровоза его продвигают, для чего к пескоэстакаде подведен кабель пониженного напряжения. Перед присоединением к подкузовной розетке (или шине) нож шинного переключателя переводят в верхнее положение.

Порядок передвижения электровоза определен правилами безопасности. Следует учесть, что при питании током понижен­ного напряжения электровоз может двигаться с открытой дверью высоковольтной камеры, однако находиться в камере нельзя, так как и пониженное напряжение опасно для жизни. Даже если элек­тровоз будет передвигаться другим локомотивом, пребывание в высоковольтной камере опасно и запрещено, так как тяговые дви­гатели в этот момент работают в генераторном режиме с разомк­нутой цепью (на холостом ходу), их ЭДС. зависит от остаточного магнетизма полюсов и скорости движения. Нельзя также во время движения находиться на крыше электровоза, поэтому люди, выпол­няющие экипировку, переходят на помост эстакады.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: