double arrow

Глава IV УПРАВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОВОЗОМ

28. Расположение основного оборудования в кабине управления

Размещение основных аппаратов и приборов в кабинах элек­тровозов всех серий примерно одинаково. Пост управления машиниста на всех электровозах занимает передний правый угол кабины, пост помощника — левый. Передняя стена выполнена полуобтекаемой формы, что уменьшает лобовое сопротивление движению локомотива, и дает хороший обзор впереди лежащей местности. Это позволяет членам локомотивной бригады наблюдать не только за полотном железной дороги, но и за сигналами, расположенными на кривых участках пути, автомобиль­ным и гужевым транспортом, приближающимся к переездам, и т.п.

Рукоятку бдительности автостопа устанавливают в некотором отдалении, с тем чтобы дополнительно привлечь внимание к управ­лению поездом в усложняющейся обстановке. На всех электровозах под ногами у машиниста и его помощника горизонтально установ­лены электрические печи обогрева, остальные печи закреплены вблизи входных дверей и создают тепловой заслон. На задней стене на некоторых электровозах предусмотрены шкафы для верхней одежды, хранения пищи или холодильники. На задней же стене размещены схемы электрических цепей и воздушных магистралей, пульты управления радиоустановкой.

Расположение приборов управления, форма их деталей и кон­струкция в целом на современных электровозах рассчитаны на минимальное отвлечение машиниста от основных обязанностей — внимательного контроля за свободностью пути, показаниями при­боров в кабине и светофоров на впередилежащем участке пути.

При развитых определенных навыках машинисту практически нет необходимости смотреть на рукоятки контроллера, тормозного крана или кнопочные выключатели; развитие и укрепление таких навыков снижает его физическое и нервное утомление и служит повышению безопасности движения поездов.

29. Управление оборудованием поста машиниста

Для включения всех низковольтных цепей управления тяговыми двигателями на электровозах постоянного тока рукоятку выклю­чателя управления переводят в положение Вкл. У контроллера реверсивная рукоятка 1 (рис. 22) съемная; она может быть установлена в одно из трех положений: Нулевое (контроллер заперт), «Вперед» и «Назад». Снять ее можно только при нулевом (сред­нем) положении. На электровозах ВЛ10, ВЛ10У эта рукоятка имеет дополнительно положения, соответствующие пос­ледовательному (С), последовательно-параллельному (СП) и па­раллельному (П) соединениям якорей тяговых двигателей при электрическом торможении.

Число позиций главной рукоятки 2 контроллера на электро­возах разных серий различное, на электровозах ВЛ10, ВЛ10У позиции 1 —15-я, 17—26-я и 28—36-я — реостатные, а 16, 27 и 37-я — ходовые, на которых допустимо длительное движение.

Когда главная рукоятка находится на нулевой позиции, электри­ческая цепь двигателей разомкнута. Тормозную рукоятку 3 (рис. 22) на электровозах с электрическим торможением используют для поворота тормозного барабана контроллера (он же барабан ослабления возбуждения). На электровозах ВЛ10, BJI10y позиций ослабления воз­буждения четыре. Тормозных позиций у контроллера, устанавливаемого на электровозах с рекуперацией, 15 и одна подгото­вительная (02).

Рис. 22. Расположение рукояток контроллера машиниста электрово­зов ВЛ8, ВЛ10 и ВЛ10у.

1 - реверсивно-селективная, 2 - главная, 3 — тормозная

Как видно из (рис. 22), главная и тормозная рукоятки снабже­ны вспомогательным рычагом. На торце рукояток есть кнопки А, связанные с защелками, фиксирующими ходовые позиции. Для включения контроллера реверсивную рукоятку 1 вклады­вают в паз и переводят в положение Вперед-М или Назад-М в со­ответствии с выбранным направлением движения. Левой рукой об­хватывают главную рукоятку 2 и вспомогательный рычаг Б. Под­жимая ладонью рычаг к рукоятке, освобождают защелку из вы­резов зубчатой рейки. Это позволяет перевести главную рукоятку при движении «на себя» небольшим усилием четырех пальцев; боль­шой палец руки при передвижении главной рукоятки свободен. Лишь в момент перехода на новое соединение тяговых двигателей для освобождения другой защелки большим пальцем нажимают на торцовую кнопку А рукоятки.

Порядок передвижения тормозной рукоятки 3 такой же, за исключением момента включения ступеней ослабления возбужде­ния. В этом случае, нажав большим пальцем на кнопку в торце рукоятки, ладонью отодвигают рукоятку «от себя». При переводе главной и тормозной рукояток на низшие по­зиции (т. е. в сторону нулевой) рычаг придерживают прижатым к перемещаемой рукоятке.

Для выключения тяговых двигателей главную рукоятку пере­водят на нулевую позицию. Машинист, уходя из кабины, снима­ет реверсивную рукоятку и тем самым запирает контроллер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: