28. Расположение основного оборудования в кабине управления
Размещение основных аппаратов и приборов в кабинах электровозов всех серий примерно одинаково. Пост управления машиниста на всех электровозах занимает передний правый угол кабины, пост помощника — левый. Передняя стена выполнена полуобтекаемой формы, что уменьшает лобовое сопротивление движению локомотива, и дает хороший обзор впереди лежащей местности. Это позволяет членам локомотивной бригады наблюдать не только за полотном железной дороги, но и за сигналами, расположенными на кривых участках пути, автомобильным и гужевым транспортом, приближающимся к переездам, и т.п.
Рукоятку бдительности автостопа устанавливают в некотором отдалении, с тем чтобы дополнительно привлечь внимание к управлению поездом в усложняющейся обстановке. На всех электровозах под ногами у машиниста и его помощника горизонтально установлены электрические печи обогрева, остальные печи закреплены вблизи входных дверей и создают тепловой заслон. На задней стене на некоторых электровозах предусмотрены шкафы для верхней одежды, хранения пищи или холодильники. На задней же стене размещены схемы электрических цепей и воздушных магистралей, пульты управления радиоустановкой.
Расположение приборов управления, форма их деталей и конструкция в целом на современных электровозах рассчитаны на минимальное отвлечение машиниста от основных обязанностей — внимательного контроля за свободностью пути, показаниями приборов в кабине и светофоров на впередилежащем участке пути.
При развитых определенных навыках машинисту практически нет необходимости смотреть на рукоятки контроллера, тормозного крана или кнопочные выключатели; развитие и укрепление таких навыков снижает его физическое и нервное утомление и служит повышению безопасности движения поездов.
29. Управление оборудованием поста машиниста
Для включения всех низковольтных цепей управления тяговыми двигателями на электровозах постоянного тока рукоятку выключателя управления переводят в положение Вкл. У контроллера реверсивная рукоятка 1 (рис. 22) съемная; она может быть установлена в одно из трех положений: Нулевое (контроллер заперт), «Вперед» и «Назад». Снять ее можно только при нулевом (среднем) положении. На электровозах ВЛ10, ВЛ10У эта рукоятка имеет дополнительно положения, соответствующие последовательному (С), последовательно-параллельному (СП) и параллельному (П) соединениям якорей тяговых двигателей при электрическом торможении.
Число позиций главной рукоятки 2 контроллера на электровозах разных серий различное, на электровозах ВЛ10, ВЛ10У позиции 1 —15-я, 17—26-я и 28—36-я — реостатные, а 16, 27 и 37-я — ходовые, на которых допустимо длительное движение.
Когда главная рукоятка находится на нулевой позиции, электрическая цепь двигателей разомкнута. Тормозную рукоятку 3 (рис. 22) на электровозах с электрическим торможением используют для поворота тормозного барабана контроллера (он же барабан ослабления возбуждения). На электровозах ВЛ10, BJI10y позиций ослабления возбуждения четыре. Тормозных позиций у контроллера, устанавливаемого на электровозах с рекуперацией, 15 и одна подготовительная (02).
Рис. 22. Расположение рукояток контроллера машиниста электровозов ВЛ8, ВЛ10 и ВЛ10у.
1 - реверсивно-селективная, 2 - главная, 3 — тормозная
Как видно из (рис. 22), главная и тормозная рукоятки снабжены вспомогательным рычагом. На торце рукояток есть кнопки А, связанные с защелками, фиксирующими ходовые позиции. Для включения контроллера реверсивную рукоятку 1 вкладывают в паз и переводят в положение Вперед-М или Назад-М в соответствии с выбранным направлением движения. Левой рукой обхватывают главную рукоятку 2 и вспомогательный рычаг Б. Поджимая ладонью рычаг к рукоятке, освобождают защелку из вырезов зубчатой рейки. Это позволяет перевести главную рукоятку при движении «на себя» небольшим усилием четырех пальцев; большой палец руки при передвижении главной рукоятки свободен. Лишь в момент перехода на новое соединение тяговых двигателей для освобождения другой защелки большим пальцем нажимают на торцовую кнопку А рукоятки.
Порядок передвижения тормозной рукоятки 3 такой же, за исключением момента включения ступеней ослабления возбуждения. В этом случае, нажав большим пальцем на кнопку в торце рукоятки, ладонью отодвигают рукоятку «от себя». При переводе главной и тормозной рукояток на низшие позиции (т. е. в сторону нулевой) рычаг придерживают прижатым к перемещаемой рукоятке.
Для выключения тяговых двигателей главную рукоятку переводят на нулевую позицию. Машинист, уходя из кабины, снимает реверсивную рукоятку и тем самым запирает контроллер.