double arrow

Понятие валютного контроля


Основным источником правового регулирования отношений в сфере валютного контроля является Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (гл. III). По-мимо него, в этой сфере действуют нормы федеральных законов «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «О банках и банковской деятельности», ТК РФ-


Глава 24. Основы валютного регулирования и валютного контроля 413

Достаточно обширен и массив подзаконных нормативных ак-тов, которые в той или иной степени затрагивают отношения в сфере валютного контроля.

Важно заметить, что в Федеральном законе «О валютном регу-лировании и валютном контроле» 2003 г., как и в ранее действовав-шем Законе РФ 1992 г., само понятие валютного контроля не опре-деляется. Но основные принципы валютного контроля и валютного регулирования получают правовое закрепление. В соответствии со ст. 3 Закона такими принципами являются: 1) приоритет эконо-мических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования; 2) исключение неоправданного вме-шательства государства и его органов в валютные операции рези-дентов и нерезидентов; 3) единство внешней и внутренней валют-ной политики РФ; 4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля; 5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осу-ществлении валютных операций.

Валютный контролъ можно определить как контроль Прави-тельства РФ, органов и агентов валютного контроля за соблю-дением валютного законодательства при осуществлении валют-ных операций. Закон закрепляет понятие органов и агентов ва-лютного контроля. Органами валютного контроля в России являются Банк России, федеральный орган (федеральные орга-ны) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Банку России, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполни-тельной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля.

Конкретные полномочия органов и агентов валютного кон-троля регулируются различными нормативными актами. Так, Правителъство РФ как орган валютного контроля в соответствии с полномочиями в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики осуществляет валютное регулирование и валютный контроль (ст. 15 Закона «О Правительстве Россий-ской Федерации»). В частности, Правительство обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнитель-ной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком РФ. Банк России осу-


 

 

Учебник: Краткий курс. Особенная чаеть

ществляет контроль за совершением валютных операций кре-дитными организациями и валютными биржами. При этом он взаимодействует с другими органами валютного контроля, обес-печивая их взаимодействие с такими агентами валютного конт-роля, как уполномоченные банки.

Федералъиые органы исполнителъной власти, являющиеся органами и агентами валютного контроля, осущеетвляют конт-роль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, не являющихся кредитными организациями или валютными бир-жами. Согласно постановлению Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278 федеральным органом валютного контроля ис-полнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, яв-ляется Федералъная служба финансово-бюджетного надзора, нахо-дящаяся в ведении Министерства финансов РФ'. Указанная служба осуществляет контроль и надзор за соблюдением рези-дентами и нерезидентами (за исключением кредитных органи-заций и валютных бирж) валютного законодательства РФ, тре-бований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных опе-раций условиям лицензий и разрешений (п. 5.1.2 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора).

Таможенные органы в соответствии с п. 7 ст. 403 ТК РФ осу-ществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Федеральный орган испол-нительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов (ранее — Министерство РФ по налогам и сборам), являясь ор-ганом валютного контроля, выполняет функции, связанные с осуществлением валютного контроля, в порядке, определяемом Правительством РФ (п. 14 ст. 7 Закона РФ от 21 марта 1991 г. «О налоговых органах Российской Федерации»).

Анализ законодательства показывает, что полномочия орга-нов валютного контроля несколько шире полномочий агентов валютного контроля. Первые, т. е. органы валютного контроля, в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обя-зательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации. Вторые таким правом не наделены.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право: 1) проводить провер-ки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного

Ведомости РФ. 1991. № 15. Ст. 492; СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2711-


Глава 24. Основы валютного регулирования и валютного контроля 415

законодательства РФ и актов органов валютного регулирования; 2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетно-сти по валютным операциям резидентов и нерезидентов; 3) запра-шивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

К исключительной компетенции органов валютнбго контро-ля Законом от 10 декабря 2003 г. отнесено право: 1) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования; 2) применять установленные законодательством РФ меры от-ветственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

К исключительной компетенции агентов валютного контро-ля (ч. 4 ст. 23) отнесено право запрашивать и получать от рези-дентов и нерезидентов документы (копии документов), связан-ные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, в том числе документы, удостоверяющие личность фи-зического лица, о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; докумен-ты, удостоверяющие статус юридического лица (для нерезиден-тов), документ о государственной регистрации юридического лица (для резидентов); свидетельство о постановке на учет в налоговом органе; документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество; таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты РФ, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме, и т. д.

Органы валютного контроля определяют порядок учета и отчетности, формы документации по валютным операциям ре-зидентов и нерезидентов. Законом подробно урегулированы права и обязанности резидентов и нерезидентов при осуществ-лении валютного контроля. Так, резиденты и нерезиденты, осуществляющие в России валютные операции, а также нере-зиденты, осуществляющие операции с валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ, имеют право: а) знакомиться с актами проверок; б) обжаловать решения и действия (бездействие) ор-ганов и агентов валютного контроля; в) на возмещение реаль-ного ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их Должностных лиц.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в России валют-Ные операции, обязаны: а) представлять органам и агентам ва-


 


Учебник: Краткий курс. Особенная часть

лютного контроля документы и информацию, запрашиваемые в соответствии с положениями Федерального закона «О валют-ном регулировании и валютном контроле»; б) вести в установ-ленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответ-ствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора; в) выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нару-шений.

Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного ре-гулирования, несут уголовную, административную, гражданско-правовую и иную ответственность в соответствии с законода-тельством РФ.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Определите понятия валюты, валюты РФ, иностранной валюты, конвертируемой валюты.

2. Каковы источники правового регулирования валютных отношений в РФ?

3. Каково соотношение правовых понятий «валюта» и «ва-лютные ценности»?

4. Кто понимается под «резидентами» и «нерезидентами» по российскому валютному законодательству?

5. Определите понятие «валютное регулирование>> и «валют-ный контроль». Каково их соотношение, как эти понятия соот-носятся с понятием «валютного надзора»?

6. Назовите основные направления валютного регулирова-ния в РФ.

7. Кто (какие органы) составляют систему органов валютно-го контроля в РФ?

8. Какова роль нормативных актов Банка России в осуществ-лении валютного регулирования и валютного контроля?

9. Раскройте понятия «орган валютного контроля», «агент валютного контроля». Каково соотношение их правомочий?

10. Раскройте полномочия Правительства РФ, Банка России, Министерства финансов РФ, налоговых органов в сфере валют-ных отношений. Какие еще органы обладают правомочиями в данной сфере?


Глава 24. Основы валютного регулирования и валютного контроля 417

11. Какие виды операций с иностранной валютой закрепле-ны в Федеральном законе «О валютном регулировании и валют-ном контроле»?

12. Каковы полномочия таможенных органов в сфере валют-ного контроля?

13. Дайте правовую характеристику понятию «валютные цен-ности».

14. Дайте характеристику валютному правоотношению. Оп-ределите сходные признаки валютного и финансового правоот-ношения.

15. Какие источники правового регулирования валютных отношений действуют в Российской Федерации?



Словарь-справочник основных понятий и терминов



 


Сейчас читают про: