Среднесрочными задачами Банка на срок до 2004г. являются:
p увеличение уставного капитала до х млн. рублей;
p развитие региональной сети;
p получение балансовой прибыли в x млн. рублей путем:
p расширения клиентской базы до x тыс клиентов за счет увеличения доли рынка в имеющемся сегменте – обслуживание средних и мелких предприятий, и за счет выхода на новый сегмент- обслуживание крупных и крупнейших предприятий;
p развития операций с иностранной валютой, роста доходов по этим операциям до x млн. руб.;
p расширения присутствия на рынке эмиссии и обслуживания пластиковых карт;
p минимизации рисков.
3.2.3. Характеристика и планируемые пакеты банковского продукта. Тарифная политика
В соответствии со стратегическими целями и среднесрочными задачами Банком разработаны стратегии совершенствования предлагаемого банковского продукта и диверсификации услуг.
Наибольшую долю в структуре оказываемых услуг Банк занимают расчетно-кассовые операции, которые будут характеризоваться следующими особенностями на планируемый период:
1. Открытие срочных депозитов в иностранной валюте сроком на один, два, три, шесть и двенадцать месяцев на суммы от 100 долларов США. В случае досрочного востребования средств выплачивается доход в размере 2% годовых.
Сумма вклада (в долл. США) | Срок вклада свыше | ||||
1 мес. | 2 мес. | 3 мес. | 6 мес. | 1 год | |
Годовая % ставка по вкладу | |||||
100-1000 | 2% | 2% | 2% | 3% | 4% |
1001-5000 | 2% | 2% | 3% | 4.5% | 5.5% |
5001-10000 | 2% | 2% | 3.5% | 5.5% | 7.5% |
10001-50000 | 2.5% | 3.5% | 4.5% | 6.5% | 9% |
От 50 000 | 3% | 4% | 5.5% | 7% | 10% |
2. Ведение счетов до востребования в рублях будет включать:
- частные переводы за рубеж (из-за рубежа) на текущие расходы;
- оплата за обучение, лечение, участие в выставках, международных симпозиумах и т.д.
- зачисление средств клиентов из-за рубежа.
3. Ведение счетов до востребования в иностранной валюте:
- переводы на текущие расходы;
- оплата за приобретенные товары и услуги (для физических лиц);
- зачисление и выдача денежных средств по предоставленным кредитам, страховым выплатам, материальной помощи, пенсиям, заработной плате и пр.
Операции с наличными средствами на счетах проводятся Банком без ограничений. Доход по данному виду вклада составляет 2% годовых на остаток свыше 14 000 рублей по рублевым счетам, и, соответственно, на остаток свыше 500 долларов США, 1000 немецких марок - по счетам в иностранной валюте. По состоянию на 01.04.2001 года Банк оказывает услуги по ведению счетов до востребования (перечисление заработной платы сотрудникам на счета в Банк) x организациям. В 2002 году количество организаций, пользующихся данной услугой Банка планируется увеличить до x, а в 2003 году- до x.
4. Операции с международными пластиковыми картами (эквайринг).
С 1994 года Банк активно работает на международном рынке пластиковых карт. В декабре 2000 года Банк получил лицензию на осуществление операций эквайринга и стал принципиальным членом Международной платежной системы (Europay International). Банк использует сертифицированное программное обеспечение для собственного производства пластиковых карт (программное обеспечение Open Way Systems). Сеть эквайринга Банка состоит из x торговых предприятий, принимающих к оплате пластиковые карты, x установленных POS-терминалов. В 2002 году планируется увеличить число предприятий до 1300, количество POS-терминалов - до 1500. Среди крупнейших клиентов эквайринга: Торговый дом «Мега», супермаркет «Рай», гостиницы «Балчуг Кемпински», рестораны «Тропик», «Золотой кокос», «Париж», «Рай», сеть книжных магазинов, туристические агентства «Содис», «TWC», телекоммуникационные компании.
На 01.04.2001 года количество банкоматов Банка в Москве и Московской области возросло до 50. До конца 2001 года планируется увеличить их число до 100, в 2002 году – до 140, и в 2003 году – до 180.
Разработана и осуществляется специальная программа для банков, работающих с карточными продуктами по эквайрингу и эмиссии, планируется создание совместных co-branded проектов, реализация дисконтной программы (программы по получению скидок в лучших магазинах и ресторанах Москвы владельцами пластиковых карт «ХХХ»).
В 2001 году планируется подписание соглашения с компанией AMEX об обработке CASH-транзакций.
В октябре 2001 года Банк получит статус принципиального члена международной платежной системы VISA International.
В 2001 году Банк предложит клиентам услугу оплаты коммунальных платежей и услуг операторов сотовой связи через банкоматы.
В 2002 году Банк планирует создание локальной карточки «ХХХ». На середину 2003 года намечена сертификация процессингового центра Банка в платежных системах EPI и VISA. В 2002 году планируется осуществить полный переход на передовые чип-технологии карточных продуктов. Для расширения возможностей клиентов-держателей универсальных пластиковых карт VISA, EUROCARD/MASTERCARD, Банк планирует в конце 2001 года внедрить универсальную систему обслуживания с использованием глобальной сети Интернет. В соответствии договором, подписанным с компанией CYBERBLAT. COM, к процессинговому центру Банка подключается авторизационный сервер. Таким образом, пластиковые карточки международных платежных систем будут использоваться клиентами Банка (Интернет-магазинами) для перевода средств на расчетные счета в Банк. Подписание договора создает предпосылки для дальнейшей разработки системы финансового документооборота между Банком и его клиентами - юридическими лицами в системе "Банк-Клиент", а также укрепление имиджа Банка как высокотехнологичного и универсального Банка.
5. Одной из перспективных банковских технологий для развития филиальной региональной сети является интернет-банкинг. Сопровождение клиентов с развитой региональной сетью легко обустраивается в любом регионе посредством технического оборудования «мобильного офиса», состоящего фактически из операционной кассы, налаженных систем «Банк-Клиент» и «Офис-Банк» и подготовки управляющего персонала для «мобильного офиса».
«Мобильный офис» выполняет следующие функции:
1. При проведении безналичных расчетов КЛИЕНТ – ГОЛОВНОЙ БАНК:
· отметка платежных поручений с исполнением,
· выполнение запросов клиента о «нештатных» платежах,
· консультирование клиентов,
· оформление различных справок при открытии счета и его обслуживании
2. При наличных расчетах:
· прием в кассу,
· документирование,
· инкассация,
· сдача/получение наличных на свой корреспондентский счет, открытый в региональном филиале Сбербанка,
· конверсионные операции с валютой.
3.Получение средств может осуществляться с помощью карточек либо через лицевые счета сотрудников, открытые в мобильном офисе.
Мобильный офис – мини-представительство Банка, работающий по его стандартам; основная задача мобильного офиса – обслуживание уже существующей в регионе клиентской базы (турагентства, торговые оптовые сети, телекоммуникационные компании, интернет-провайдеры), а также привлечение новых региональных клиентов.
6. Инкассация.
Банк имеет х инкассаторских бронеавтомобилей. Служба инкассации обслуживает х клиентов (х торгово-сервисных предприятий) и х структурных подразделений Банка (дополнительные офисы, операционные кассы, обменные пункты), ежемесячно заключаются договоры на инкассацию с х клиентами. При этом комиссия взимается только за пересчет наличных средств. Наличие собственной службы инкассации позволяет клиентам Банка выбрать оптимальный график инкассации денежной выручки. Карта маршрутов Банк включает в себя не только Москву, но и ближнее Подмосковье. Все перевозки, осуществляемые службой инкассации Банка, застрахованы.
7. Пакет кредитования корпоративных клиентов.
В настоящее время кредитный портфель Банка составляют кредиты сроком от 3 до 6 месяцев по ставкам в рублях – 22-26% годовых, в валюте – 17-24% годовых. В исключительных случаях осуществляется кредитование на срок до 18 месяцев по ставкам в валюте 18-22% годовых. Для клиентов с кредитной историей в Банке, или подтвержденной другим банком, предоставляются кредиты сроком от 6 месяцев до 2 лет.
8. Операции с ценными бумагами.
Банк осуществляет операции с корпоративными векселями российских эмитентов - металлургических предприятий, нефтяных компаний, энергосистем, железных дорог, коммерческих банков. Эти операции способствовали проведению расчетов, погашению задолженности, расшивке неплатежей в реальном секторе экономики, обеспечивая предприятия необходимыми оборотными средствами. Оборот Банка по вексельным операциям в отчетном году составил х тыс. руб. Специалистами Банка разработаны и внедряются новые расчетные схемы с использованием векселей. Банк осуществляет вексельное кредитование только своих клиентов.
В планируемый период Банк планирует эффективно осуществлять операции на рынках ценных бумаг, размещая свободные средства в ценные бумаги, управляя портфелем ценных бумаг Банка, а также осуществляя депозитарную деятельность. Наличие лицензии Федеральной Комиссии по ценным бумагам позволяет производить операции, связанные с оказанием услуг клиентам по учету, хранению и изменению прав собственности на ценные бумаги.
В Банке разработана и реализовывается программа по оказанию клиентам консалтинговых и брокерских услуг. В рамках программы можно выделить следующие направления:
- создание площадки по торговле складскими свидетельствами;
- построение зачетных схем для технологических и торговых цепочек крупных корпоративных клиентов. Финансирование таких цепочек путем реализации программ вексельного кредитования клиентов Банка с условием «замкнутой схемы прохождения векселей», покупка и продажа корпоративных и банковских долговых обязательств в рамках брокерских и агентских договоров, заключенных с клиентами Банка с последующим их использованием в зачетных схемах;
- операции по размещению на внутреннем рынке долговых обязательств клиентов как способ привлечения финансирования для осуществления то рговых и производственных программ;
- предоставление услуг финансового и инвестиционного консультанта по оценке эффективности, разработке стратегии и техники реализации инвестиционных проектов. Организация и проведение реальных сделок (в том числе и региональных) в рамках инвестиционных проектов;
- внедрение новых технологических решений на фондовом рынке, базирующихся на интернет-технологиях;
Для реализации поставленных задач Банком были поданы документы в лицензирующие органы. С получением соответствующей лицензии Банк планирует осуществлять операции по доверительному управлению на рынке ценных бумаг, брокерское обслуживание, а также оказывать дилинговые услуги.
9. В 2000 году Банк получил право на проведение операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями. Это позволит Банку разработать и внедрить в Банке новые банковские инструменты, такие как
· привлечение средств во вклады и размещение драгоценных металлов,
· кредитование под залог драгоценных металлов,
· операции с монетами и медалями, содержащими драгоценные металлы,
· операции с ценными бумагами, номинированными с драгоценными металлами,
· покупка мерных слитков у населения.
Основными клиентами Банка по операциям с памятными монетами из драгметаллов являются главные нумизматические центры и торговые дома: «Нумизмат-К», «Центр-Сити», «Моснуимзматика», «Би +»). Организован и приступил к работе нумизматический отдел в магазине «Коллекция». Согласно общей направленности развития рынка драгоценных металлов, поддерживаемой Центральным банком Российской Федерации, Гохраном России, Ассоциацией Российских банков, наиболее перспективными, с точки зрения банковского продукта, являются операции со слитковым металлом и инвестиционными монетами. Операции со слитковым металлом включают в себя финансовую цепочку:
- авансирование недропользователя (поставщика вторичного сырья) по договору купли-продажи с последующим покрытием аванса добываемым металлом,
- процесс аффинажа, реализация в стандартных и мерных слитках на внутреннем рынке (на межбанковском рынке и рынке промышленных потребителей драгоценных металлов, ювелиров),
- поставка металла за границу для подкрепления на металлический счет для дальнейшей реализации на международном рынке драгоценных металлов (арбитраж),
- предоставление золота в залог под привлечение долгосрочных кредитов для последующего оперирования на российском рынке.
За счет драгоценных металлов образуются новые источники финансирования корпоративных клиентов, зависящие от стоимости вкладываемого капитала и цены на драгоценные металлы.
10. Банк активно развивает документарные операции для клиентов, позволяющие минимизировать их риски, связанные с внешнеторговой деятельностью, имеет прямые корреспондентские отношения с иностранными корреспондентами. Развитие данного направления позволило Банку выставлять аккредитивы напрямую в банки-бенефициары, существенно сокращая расходы и сроки осуществления операций.
В 2000 году значительно выросли объемы операций Банка в области международных расчетов. Это связано не только с увеличением количества клиентов и лоро-корреспондентов, открывших счета в Банке, но и с возможностью предоставления большого разнообразия услуг при снижении их стоимости. Укрепляющееся сотрудничество с постоянными зарубежными и российскими партнерами, развитие деловых отношений с другими банками и компаниями способствует формированию устойчивой деловой репутации Банка.