Да, поскольку нормы права Европейского Союза способны нарушать не только государства-члены, но и наднациональные власти.
Договор о Европейском сообществе в этой связи предусматривает две основные категории исков:
- иски об аннулировании, т.е. иски, направленные на оспаривание правовых актов Европарламента, Совета, Комиссии, а также Европейского центрального банка (ст. 230 Договора о ЕС). В случае удовлетворения иска Суд или Трибунал объявляют оспариваемый акт ничтожным с момента издания, хотя и могут оставить в силе некоторые его юридические последствия (ст. 231 Договора о ЕС).
Срок исковой давности по таким делам весьма краток: два месяца с момента опубликования документа (например, регламента или директивы), доведения его до сведения адресата (например, индивидуального решения) или, в противном случае, со дня, когда истец узнал о существовании этого акта (например, Европейская комиссия разрешает слияние двух компаний, а третья компания, их конкурент, узнав о решении Комиссии, оспаривает его в судебном порядке).
С помощью исков об аннулировании могут быть отменены любые правовые акты ЕС, кроме рекомендаций и заключений (так как они не имеют обязательной силы). Аналогичные иски также могут предъявляться в целях отмены рамочных решений и решений Союза, изданных в области борьбы с преступностью (ст. 35 Договора о Европейском Союзе);
- иски из бездействия, целью которых служит "заставить" через Суд/Трибунал институты Союза или ЕЦБ принять решение, необходимое истцу (ст. 232 Договора о ЕС). Перед подачей таких исков заинтересованная сторона в обязательном порядке должна сначала обратиться к соответствующему институту, "пригласить" его исполнить необходимое действие. Если последний не отреагировал на просьбу в течение двух месяцев, то на протяжении следующего двухмесячного срока к нему может быть предъявлен иск из бездействия.
Если Суд или Трибунал признают бездействие института или ЕЦБ противоречащим Договору о ЕС, то он констатирует нарушение. В таком случае ответчик должен принять необходимые меры для исполнения судебного решения, т.е. издать регламент или иной правовой акт в рамках Сообщества (кроме рекомендаций и заключений).
Круг субъектов, которые управомочены предъявлять иски к наднациональным институтами и ЕЦБ, шире, чем в исках о нарушении обязательств государствами-членами. Правом на подачу исков об аннулировании или из бездействия обладают, во-первых, любое государство-член (например, Германия, не согласная с новой директивой Европарламента и Совета, оспаривает ее в Суде); во-вторых, институты Союза и Европейский центральный банк (например, Европарламент оспаривает правовой акт или бездействие Совета Европейского Союза)*(103).
Наконец, в качестве истцов по таким делам способны выступать физические и юридические лица, причем независимо от места их проживания или нахождения. Однако, в отличие от государств-членов и институтов (привилегированных истцов), индивиды могут оспаривать в судах Союза только акты, им адресованные, или, во всяком случае, "прямо и непосредственно их касающиеся" (например, принятие или непринятие Комиссией антидемпинговых мер в отношении конкретного производителя). То же самое относится к искам из бездействия (гражданин не может требовать, например, издания основ законодательства ЕС в форме директивы).
Лиссабонский договор 2007 г. расширяет возможности физических и юридических лиц по обращению с судебными исками к органам Европейского Союза. В частности, согласно новой редакции ст. 230 Договора о ЕС (ст. 263 Договора о функционировании Европейского Союза в редакции Лиссабонского договора) они получат право оспаривать в Суде Европейского Союза "регламентарные" (т.е. нормативные) акты других органов ЕС, которые непосредственно их затрагивают и не требуют исполнительных мер.
Кроме того, иностранные физические и юридические лица, против которых Советом Европейского Союза были введены санкции ("ограничительные меры") в рамках общей внешней политики и политики безопасности, управомочены оспаривать подобные санкции в Суде Европейского Союза посредством исков об аннулировании.
53. Что такое "иски о договорной и внедоговорной ответственности Сообщества"?
Иски о договорной ответственности Сообщества (ст. 238 Договора о ЕС) - это иски, которые предъявляются в случае нарушения со стороны ЕС обязательств по контрактам, заключенным им с юридическими и физическими лицами (например, договор о выполнении ремонтных или иных подрядных работ в офисах институтов или договор поставки им компьютерной техники).
Ответчиком по таким искам выступает Европейская комиссия, так как именно она представляет Сообщество в имущественных отношениях. Однако если подписанный контракт нарушен другой стороной, то иск предъявляется Комиссией к соответствующему контрагенту (предприятию).
Необходимым условием для рассмотрения Судом или Трибуналом споров из контрактов ЕС служит наличие в них так называемой арбитражной оговорки, т.е. условия о том, что возможные разногласия между сторонами подлежат разрешению именно судами Европейского Союза.
Иски о внедоговорной ответственности Сообщества (ст. 235 Договора о ЕС) - это иски, направленные на компенсацию ущерба, причиненного его институтами, органами или служащими другим лицам, в том числе гражданам. В зависимости от характера нарушения Суд или Трибунал могут компенсировать потерпевшей стороне как понесенные убытки (включая упущенную выгоду), так и моральный ущерб.
Срок исковой давности по этим делам - пять лет с момента причинения ущерба.
Каждый год подается в среднем 10-20 подобных исков.