В современных блюмингах в качестве главной наиболее часто применяется универсальная муфта, представляющая собой укороченный универсальный шпиндель.
Показанная на фиг. 426 конструкция обеспечивает достаточную эластичность главной муфты в случае толчков и смещения вала двигателя по отношению к шестеренному валку.
В середине муфты делается проточка (фиг. 426) или, как в других конструкциях, полый шпиндель для предотвращения косого излома и предохранения двигателя от аварийных толчков. Длину муфты стараются делать возможно меньшей сообразно с габаритами шестеренной клети и мотора.
Благодаря несложности конструкции муфты разобщение двигателя и шестеренной клети легко осуществляется при вытягивании болтов.
Такая муфта принята в качестве типовой для стандартного блюминга.
- Расчет универсальных шпинделей и муфт на прочность
При расчете на прочность универсальных шпинделей и муфт исходят из условия, что крутящий момент на шпинделе ввиду незначительного наклона его (8—10°) равен крутящему моменту на рабочем или шестеренном валке.
|
|
где а — угол наклон л шпинделей.
Напряжение кручения
(410)
где b — средняя ширина лопасти;
s— толщина лопасти;
k - коэффициеит, зависящий от отношения b/s (при b/s =3,5, что наиболее часто встречается в шпинделях, k — 0,275).
Напряжение изгиба
(411)
При открытой лопасти, напоминающей вилку, последняя работает только на изгиб. Максимальный изгибающий момент для каждой половины лопасти (фиг. 428), соответствующий наибольшему значению угла а, будет:
(412)
где Р- сита, действующая на каждую половину лопасти;
а — расстояние от опасного сечения I-I до точки приложения силы.
Считая приблизительно, что сила Р приложена в центре тяжести площади соприкосновения вкладыша шпинделя с половиной лопасти, на расстоянии
имеем:
(413)
При расчете головки шпинделя давление вкладыша на лопасть головки принимается распределенным по треугольнику, а точка приложения этого давления (фиг. 429) — на расстоянии b1/3 от оси головки шпинделя (b1 — ширина лопасти).
Полагаем, что равнодействующая направлена перпендикулярно к плоскости лопасти рабочего или шестеренного валка. Приложив к оси головки шпинделя две силы Р1и Р2, равные силе Р и направленные в противоположные стороны, приходим к выводу, что на лопасть действует скручивающая пара Р и Р1 и изгибающий момент от силы Р2. Расчет ведем на одновременное действие крутящего и изгибающего моментов.
Момент, скручивающий одну лопасть,
(414)
Если момент, действующий на шпиндель, обозначим через М, то
(415)
Подставляя в уравнение (414) значение силы Р, имеем:
|
|
(416)
Таким образом момент, скручивающий одну лопасть, равен половине крутящего момента шпинделя.
Момент сопротивления при кручении сечения, имеющего форму сегмента, определяем приближенно, приравнивая его к прямоугольному. Чтобы определить размеры эквивалентного прямоугольника, приравниваем сначала сегмент к трапеции (фиг. 430).Тогда высота прямоугольника равна с1 ширина с2 + с3и момент сопротивления
(417)
где k- коэффициент, зависящий от отношения (с3+с2)/с1.
В головке шпинделя напряжение от кручения
(418)
Для лопасти шпинделя изгибающий момент пропорционален расстоянию хот
точки Р2 до нейтральной линии:
(419)
Величина х зависит как от величины рассматриваемого сечения лопасти шпинделя, так и от угла наклона последнего к лопасти рабочего или шестеренного валков. С увеличением угла наклона (фиг. 431) изгибающий момент, действующий на одну из лопастей шпинделя, повышается:
или
где х 1и y1—расстояния от нейтральной линии сечения до головки шпинделя.
Момент сопротивления на изгиб при упрощенном подсчете, когда сегмент приравнен к трапеции:
(420)
а напряжения от изгиба
(421)
Универсальные муфты с такими же шарнирными соединениями рассчитываются аналогичным образом.