double arrow

Христианские воззрения на проблематику болезней

Современный человек чаще всего совершенно не представляет, о чем говорит тот или иной термин. Между тем, по христианской традиции, болезни подразделяются на телесные, душевные и духовные.

В библейские времена естественных причин болезней даже не ищут, кроме тех, которые очевидны: ранения, падения, одряхление и слепота при старости. Главная причина такого подхода в том, что болезнь обычно рассматривалась как наказание за грехи. Например, болезнь могла возникнуть у человека с Божия соизволения через посредство нечистой силы, как у Иова, когда «отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его» (Иов. 2, 7). Причиной болезни могла также быть человеческая зависть. Так, у того же Иова мы встречаем: «глупца убивает гневливость, и несмысленного губит раздражительность» (Иов 5, 2); а с другой стороны, «кроткое сердце – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей» (Притч. 14, 30).

Ветхий Завет указывает в качестве причины болезни пресыщение. Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, взывает к нам из глубины веков: «Сын мой! В продолжение жизни испытывай твою душу, и наблюдай, что Для нее вредно, и не давай ей того. Не пресыщайся всякою сластью и не бросайся на разные снеди, ибо от многоядения бывает болезнь, и пресыщение доводит до холеры; от пресыщения многие умерли, а воздержный прибавит себе жизни» (Сирах. 37, 30-34). Однако в любом случае считается, что в конечном итоге болезнь ниспослана Богом за грехи.

Для религиозного сознания и мировосприятия главнейшее заключается в религиозной этике: что значит болезнь для того, кто болен? Почему болезнь, поражая тело, так или иначе задействует и душу человека? Целый ряд болезней и сошел на нет, им на смену пришли другие. Потому, несмотря на все колоссальные достижения медицины, Библия не занимается анатомией и физиологией, а прямо и четко указывает на земное в узком, а также в планетарном смысле этого слова, происхождение человека. Известно, что пропорция химических элементов человеческого тела и Земли примерно одна и та же. Человек – не инопланетянин, он не пришелец из других миров, он, можно сказать, – земля и в землю уходит.

Телесные болезни – это те болезни, в основе которых лежит временное или постоянное изменение структуры тканей человека, приводящее к изменению нормальной работы органов и систем (сердечно-сосудистая, пищеварительная и др.), а значит, и к снижению или потере трудоспособности. Лечение таких болезней происходит в больницах и клиниках.

По откровенному учению, тело, по сравнению с душой, есть низшая составная часть человеческой природы. Без души «оно мертво есть» (Иск. 2, 26), «есть прах», чем и было действительно до оживления душою и становится по разлучении души от тела (Еккл. 12, 7). Оно есть существенная составная часть природы человека, «храмина» (2 Кор. 5, 1, 4; ср. 2 Петр. 1, 14) и «сосуд души» (2 Кор. 4, 7). Человек может жить и действовать в настоящем видимом мире не иначе, как в теле; без тела он и не есть полный человек (бестелесные существа – ангелы, а телесные, но без богоподобной души – бессловесные животные). Тело предназначено быть неразлучным спутником и сотрудником души во всех ее отправлениях и действиях, быть ее служебным орудием. Писание призывает человека действовать «дондеже день есть», то есть пока продолжается земная жизнь, «егда никтоже может делати» (Ин. 9, 4). На всеобщем суде каждый получит доброе или злое соответственно тому, «яже с телом соде-ла» (2 Кор. 5, 10). В зависимости от духа оно может сделаться как сосудом греховной нечистоты и скверны (Иуд. 7 и 8 ст.), так и храмом Духа Божия (1 Кор. 3, 16-17). Союз души с телом, по свидетельству Откровения, есть союз вечный; смерть тела или разлучение от духа есть только явление временное, ибо все тела некогда воскреснут для вечной жизни с душою (Ин. 5, 25 и доп.; 1 Кор. 15, 20, 44). Все христиане призываются представить «телеса свои в жертву живу, святу, благоугодну Богови» (Рим. 12, 1; ср. 1 Сол. 5, 23). Таковые телеса прославляются Богом и до всеобщего воскресения, – в чудесах нетления святых мощей.

С одной стороны, человек есть существо, образуемое единством духа и тела, иначе он был бы животным или трупом, либо духом или призраком. А с другой – эти начала отличаются друг от друга: тело творится из земли, а дух дается Богом. Следовательно, человек состоит из двух противоречивых начал, стоит на границе двух миров и объединяет их. «Афар» (др.-евр. – прах) – вещество, из которого Бог сотворил человека, мертвое безжизненное тело (труп).

Однако хотя человек и дышит одним и тем же воздухом, что и презренные в Библии свинья и бродячий пес, и больше пяти минут не может прожить без этого воздуха, ибо «одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом» – человек был поставлен над миром. Творя человеческую природу, Бог действует особенным образом; то, что в богословии называется предвечным Советом Троицы, – как бы сосредоточиваясь, прежде чем эту человеческую природу сотворить. Человек потому способен и призван быть не только в мире, но и стоять над миром, что Сам Бог «вдохнул в лице его дыхание жизни». И вот это живое существо, наделенное образом Божиим, стало называться человеком.

В Ветхом Завете тело и плоть обозначены одним словом «басар», в греческом же тексте Нового Завета для этих понятий есть два слова: «сома» – тело и «саркс» – плоть, то есть примерно то, что теперь в гистологии называется «тканью» и представляет собой нижестоящее понятие – структурную организацию тела. Тело есть совокупность слаженно действующих органов, состоящих из саркса, ткани.

Плоть представляется составной частью нашего телесного существа, когда человек здоров. Об этом говорят в контексте такие библейские выражения, как «плоть и кровь», «кость и плоть», «сердце и плоть». А в болезненном состоянии человека слово «плоть» может обозначать все тело, как, например, у царя Давида: «Чресла мои полны воспалениями, и нет целого места в плоти моей» (Пс. 37, 8) или у апостола Павла, когда он жалуется на «пакостника плоти», пишет к Галатам: «Хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз, но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня...». Когда же апостол Павел в Послании к Коринфянам о духовном человеке противопоставляет его человеку плотскому, то здесь дуализм не антропологический, а нравственный. Сказать, что человек – плотский, значит характеризовать его с той стороны его земного, телесного, внешнего аспекта, которая дает ему возможность выражать себя только (или преимущественно) посредством этой плоти.

Наше тело, по Библии, не является простой совокупностью плоти и костей, плоти и крови, которой обладает человек во время своего земного существования. Тело не только объединяет все члены, его составляющие, – оно выражает личность в ее главных состояниях. Существование души после смерти даже в Царствии Божием не является полноценным состоянием личности. Поэтому тело должно воскреснуть, по слову Апостола, «тела ваши суть члены Христовы» и «храм живущего в вас Святого Духа» (1 Кор. 6; 15, 19).

Тело – существенная часть человека, оно «храмина», «сосуд души». В теле человек имеет историческую жизнь, и с телом он войдет в будущую жизнь, так как оно будет воскрешено Богом для вечной жизни с душою. «Наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» (Ин. 5, 25). Добро и зло человек делает с помощью тела, «ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5, 10).

Душевные болезни – те, которые связаны с изменением состояния психики человека, не укладывающимся в общепринятые рамки человеческого поведения, мышления.

Душа, психика – это необъяснимая и непостижимая человеческим умом некая жизненная сила, данная человеку свыше Богом.

В Писании это начало называется то душой – «психе», «анима» (греч.),«непеш» (евр.), то духом – «пнеума» (греч.), «спиритус» (лат.), «руах» (евр.). Бытие в человеке такого начала ясно утверждается как в Ветхом, так и, особенно, в Новом Завете. [16].

В Ветхом Завете эта истина особенно ясно выражена в повествовании об образе сотворения души. По изображению Моисея, тогда как тело человека и души животных (Быт. 1, 20, 24) Бог создал из земли, и создал Своим творческим «да будет», при создании богоподобной человеческой души Он ничего не заимствовал из земных стихийных начал, а вместо этого употреблял одно Свое творческое дуновение (Быт, 2, 7). Екклезиаст, соответственно тому, как у бытописателя говорится о происхождении человека, так же говорит о его кончине: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его». (Еккл. 12, 7). Это утверждается в многочисленных свидетельствах Ветхого Завета о бессмертии души, а также в изображении воскресения мертвых под видом возвращения души в тело. В Новом Завете о бытии души Иисус Христос говорил Своим ученикам: «не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих уби-ти: убойтеся же паче могущего и душу и тело погубити в геенне» (Мф. 10, 28). О высоком, преимуществе души человеческой пред земным и чувственным Он говорит: «Кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит (повредит душе)? Или что даст человек измену (выкуп) за душу свою?» (Мф. 16, 26). И, наконец, мы помним, как в минуту смерти Своей Богочеловек Иисус Христос воззвал к Своему Отцу: «Отче, в руце Твои предаю дух Мой». (Лук. 23, 46). Апостол Иаков пишет: «тело без духа мертво есть» (Иак. 2, 26), чем показывает, что дух есть носитель жизни в человеке.

Понятие «душа» в библейском смысле этого слова отличается от нашего обыденного понимания. В общем же, душа обозначает всего человека: поскольку он оживлен духом жизни, но душа не является «частью», образующей в соединении с телом человеческое существо. Собственно говоря, душа не обитает в теле, а выражается телом, которое, в свою очередь, как и плоть, обозначает всего живого человека. Поэтому понятия «жизнь» и «душа» часто оказываются равнозначными. Душа как субъект совпадает с нашим «Я» так же, как и библейские «сердце» или «плоть», но с большим оттенком внутренней углубленности и жизненной силы. Это «Я» выражается в различных видах деятельности, которые даже не всегда духовны. Так, например, в одной из притч Христовых богач говорит: «Скажу душе моей: душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Но Бог сказал ему: «безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя» (Лк. 12, 19-20).

Душа – это символ жизни, но не ее источник. Источник жизни – Бог, действующий посредством Своего духа.

Отличие человека от других тварей в том, что он органично соединяет в себе два мира – материальный и духовный. Потому процесс их разделения, или смерти, так страшен и томителен для человека, что он перестает быть человеком. Несомненно, душа нуждается в теле, а тело в душе. Душа несовершенна без тела, а тело несовершенно без души.

Существует также тесная связь между духом и мозговой деятельностью. Всякая духовная деятельность связана с мозговой; всякая мозговая деятельность имеет духовный аспект. Человеческая душа, используя мозг, замутненный болезнью или пребывающий в состоянии опьянения, не сможет рассуждать здраво. Так же, как и самый великий музыкант не смог бы исполнить шедевр на разбитом фортепиано. Душа не будет свободна в своем выборе, если ее парализует плохая работа организма. Существует разрываемая только смертью органичная связь между душой и телом. Через болезнь уже начинает проявляться власть смерти над человеком, и поэтому Библия касается, в основном, религиозного значения болезней. Душевные болезни относятся к разряду медицины, называемому психиатрией. Диагностикой и лечением душевных расстройств занимаются в специальных психиатрических домах, лечебницах и диспансерах.

Духовные заболевания – те, при которых страдает дух человека, нередко еще и тело. Дух есть душа, обогащенная Божественной благодатью, несущая в себе частицу Божества. Святой Григорий Богослов говорит о присутствии в человеке «частицы Божества», нетварной благодати, «душа получает жизнь и благодать одновременно, ибо благодать это дыхание Божие, «Божественная струя», животворящее присутствие Духа Святого».

Дух – не особое начало, та же душа, но только на высшей ступени ее жизни, на которой человек является существом нравственным и познающим Бога. Душевный человек, по мысли апостола Павла, – это человек, занятый одними плотскими или житейскими расчетами, поставивший задачей своей жизни достижение временных целей, покоя и счастья земного, потому что высшее земной жизни ему недоступно, не считается им и существенно важным: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор. 2, 14). Духовный же человек – человек, преследующий цели высшие: уподобление себя Богу и прославление Его, и средства для достижения этих целей употребляющий также духовные: веру, таинства и благодать Св. Духа.

Когда Откровение изображает человека состоящим из тела и души, или из тела и духа, то под духом и душою разумеет лишь только два разных названия одной и той же внутренней, невидимой стороны существа человеческого. В частности, в учении св. Павла душа и дух различаются не как две раздельно-самостоятельные части духовной природы человека, но как только два направления или силы единой, неделимой души.

Учение о двухсоставности, а не трехсоставности человеческой природы было общим учением всех знаменитейших отцов и учителей древней Церкви. «Ум (то же, что дух) в человеке», по словам св. Иоанна Дамаскина, «не что-либо отличное от нея (души), но чистейшая часть самой души. Ибо, что глаз в теле, то ум в душе». Появление мнений о трехчастном составе человека подвергалось решительному осуждению. Понятия дух, душа, тело используются в богословии лишь для разграничения нравственных понятий. Человек имеет добрый (здоровый) дух, когда живет по-христиански в соответствии со святыми Божиими заповедями, и злой (нездоровый, поврежденный), когда совершает грехи, живет греховной жизнью. Вследствие повреждения здорового духа душа становится одержимой нечистыми духами, а тело наследует различные болезни, нередко вызывающие у врачей затруднения в диагностике.

Необходимо подчеркнуть, что, согласно Приказу Министерства здравоохранения и медицинской промышленности №245 от 13 июня 1996 г. «Об упорядочении применения методов психологического и психотерапевтического воздействия» и Основ законодательства об охране здоровья граждан (часть 6, пар. 57), запрещено проводить сеансы массового целительства, руководителям – не допускать использования и пропаганды методов и средств оккультно-мистического... происхождения. Проведение разрешенных методик... производится при наличии лицензии на данный вид деятельности... при условии тщательного отбора... специалистами, получившими сертификат по указанной специальности в установленном порядке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: