Назначение и основные типы устройств частотной обработки

Для изменения спектра звуковых сигналов путем регулирования АЧХ трактов используют различные устройства, создающие спады или подъемы АЧХ в области нижних и верхних частот или в ограниченных участках на средних частотах. К числу этих устройств относятся:

− регуляторы плавного подъема и спада АЧХ на нижних и верхних частотах;

− фильтры, резко ограничивающие полосу пропускания по нижним и верхним частотам (так называемые, обрезные фильтры);

− фильтры «присутствия» (презенс-фильтры);

− многополосные регуляторы АЧХ, называемые эквалайзерами (от англ. слова equaliser – корректор, выравниватель).

Основными целями регулирования спектра являются:

− придание большей выразительности звучанию певческих голосов и музыкальных инструментов;

− уменьшение заметности некоторых недостатков речи (неприятного тембра, шепелявости; посвистывания);

− создание некоторого подобия певческой форманты;

− создание различных звуковых эффектов, например имитации звучания речи по телефону, по радио, через рупор;

− имитация акустической обстановки передаваемых сцен;

− получение новых, необычных тембров;

− исправление нарушений частотного баланса, возникающего при воспроизведении сигналов с повышенной или пониженной по сравнению с исходной громкостью;

− подчёркивание характерной особенности звучания инструментов и их выделение на фоне массированной оркестровки;

− ослабление влияния помех (шумов) при реставрации старых фонограмм, записанных механическим, оптическим или магнитным способом, и при записи в неудовлетворительных акустических условиях.

2.2. Фильтры плавного подъема и спада АЧХ

Фильтры плавного подъема и спада АЧХ позволяют звукорежиссеру изменять в широких пределах спектральные характеристики отдельных источников в области нижних и верхних частот звукового диапазона(рис. 6.5).

Подъемы и спады АЧХ осуществляются обычно в пределах ±(15+24) дБ плавно или ступенями по 3÷6 дБ; частоты среза ФВЧ – 60, 120, 250 Гц, ФНЧ –12, 10, 8, 5, 3 кГц, крутизна спада – не менее 12 дБ/окт. Указанные пределы регулирования позволяют получить естественное звучание при акустических дефектах студии, несовершенстве микрофонов или неудачном их расположении.

С помощью таких фильтров можно подчеркнуть характерные оттенки исполнителей, изменить в значительной степени характер звучания, чтобы придать ему новизну и оригинальность.

Рис. 5. Частотные характеристики фильтров плавного подъема и спада


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: