Все прямые затраты (затраты основных материалов и заработная плата основных производственных рабочих с начислениями на нее) учитываются в разрезе установленных статей калькуляции по отдельным производственным заказам. Остальные затраты учитываются по местам их возникновения и включаются в себестоимость отдельных заказов в соответствии с установленной базой (ставкой) распределения.
Объектом учета и объектом калькулирования является заказ, фактическая себестоимость которого определяется после его изготовления.
Заказ – изделие, мелкая серия одинаковых изделий или ремонтные, монтажные, эксперементальные работы. Для учета заказаов в синтетическом учете открываются субсчета к счету 20.
При этом методе затраты на производственные материалы, оплату труда производственных рабочих и общепроизводственные (косвенные) расходы относят на каждый индивидуальный заказ или на партию продукции, при определении себестоимости изделия общие производственные затраты на каждый заказ делят на количество единиц продукции, изготовленных
Учет издержек по отдельным заказам начинается с открытия заказа: «открыть заказ» — значит заполнить соответствующий бланк заказа (или наряд на выполнение заказа). Этот документ находится в бухгалтерии. Форму документа предприятие разрабатывает самостоятельно. Он должен содержать следующую информацию:
♦ тип заказа (для собственных нужд или привлекаемый со стороны; разовый или сводный). Издержки по разовым заказам учитываются и отражаются в рамках одного отчетного периода. Учет издержек по долгосрочным или сводным заказам связан с распределением затрат между несколькими отчетными периодами;
♦ номер заказа (индивидуальный код);
♦ характеристику заказа (краткое описание работ по выполнению
заказа);
♦ указание исполнителя (участок, выполняющий работы в рамках
заказа);
♦ срок исполнения заказа;
♦ месяц, в котором учитываются (распределяются) издержки по заказу.
Поступающие в бухгалтерию первичные документы на расход материалов, заработной платы, о потерях от брака, износе специальных приспособлений и инструментов и т. д., т. е. о прямых издержках, должны иметь (содержать) номер заказа.
Бухгалтерия для каждого заказа открывает карточку (ведомость) — это основной документ (учетный регистр) в условиях позаказного метода калькулирования.
Проблемой является распределение косвенных затрат. На практике косвенные расходы распределяют между отдельными заказами предварительно, пользуясь бюджетными ставками (нормативами) распределения ожидаемых косвенных расходов.






