Расчет бюджетной ставки производится в три этапа

1.Оцениваются косвенные расходы предстоящего периода.

2.Выбирается база для распределения косвенных расходов между
отдельными производственными заказами и прогнозируется ее
величина. Базой может быть характер выполняемых заказов, их
размер, количество, оплата труда производственных работников
и т. д. Базовый показатель закрепляется в учетной политике.

3. Рассчитывается бюджетная ставка путем деления суммы прогнозируемых косвенных расходов на ожидаемую величину базового
показателя

Калькуляцию заказа производят по мере его окончания. Все затра­ты группируют в карточках набора затрат.

До завершения всех работ по заказу затраты представляют собой не­завершенное производство. Себестоимость законченного заказа опреде­ляют суммированием затрат.

Сводный учет затрат по заказам организуется по нескольким вари­антам с помощью:

♦ контрольных счетов;

♦ раздельного учета;

♦ калькуляции себестоимости по контракту.

Контрольные счета — все бухгалтерские записи производят в ведо­мостях, итоги переносятся в главную книгу.

Раздельный учет — этот вариант предусматривает дублирование записей в двух видах учета.

Калькуляция себестоимости по контракту — система учета и каль­кулирования крупных изделий с длительным циклом, воспроизводства.

Контрактом предусматриваются промежуточные выплаты произ­водителю по этапам за выполненные работы. Сумма платежей опре­деляется стоимостью реализованных работ, подтвержденных актом заказчика. По мере поступления оплаты определяют затраты, кото­рые необходимо включить в себестоимость реализованной продук­ции для расчета прибыли за данный период. Здесь же определяется размер неистекших издержек, т. е. себестоимость незавершенных и не сданных заказчику работ.

При использовании метода калькуляции по контракту рекоменду­ется придерживаться установленных для этой системы принципов.

1. Не рассчитывать прибыль на ранних этапах выполнения контракта в связи с низкой достоверностью оценки доходов и затрат.

2. Проявлять осмотрительность — убытки, выявленные в отчетном
периоде, должны быть отнесены к себестоимости реализованных
работ этого же периода.

3. Быть осмотрительным при значительных затратах на контракт, выполненный в пределах 35-85%.

Калькуляцию заказа проводят по мере его окончания. Все затраты группируют в карточке набора затрат. До завершения всех работ по заказу затраты представляют собой незавершенное производство. Себестоимость законченного заказа определяют суммированием затрат.

Широко используется при позаказном методе учета затрат нормирование материальных и трудовых ресурсов, т.е. сочетание позаказного и нормативного метода калькулирования продук­ции, работ, услуг.

Составление нормативной калькуляции себестоимости при использовании позаказного метода калькулирования обычно на­чинается с исчисления себестоимости отдельных заказов, произ­водства и обработки деталей, узлов, полуфабрикатов на основе нормативных карт. В нормативной карте на детали указываются справочные данные: наименование детали, ее код, применяе­мость на каждое изделие и технологический маршрут ее обработ­ки по цехам. В специальном разделе нормативной карты приво­дятся данные о нормах расходов материала (полуфабриката): его наименование, номенклатурный номер, калькуляционная груп­па, учетная цена, стоимость и единица измерения. Отдельно перечисляются все технологические операции, а по каждой из них - разряды работ, нормы времени и расценки оплаты труда. В разделах по расходу материалов и оплаты труда производствен­ных рабочих, кроме того, предусматриваются дополнительные графы для внесения изменений в нормы.

Нормативная калькуляция на изделие представляет собой сумму расходов по входящим в него узлам и деталям с учетом их применения в изделии. Нормативные калькуляции разрабатыва­ются только по прямым затратам материалов и заработной платы, а калькуляция на изделие в целом - по всем статьям производ­ственной себестоимости.

Для упрощения процедуры составления калькуляции норма­тивной себестоимости вместо нормативных карт на детали и уз­лы заполняют ведомости нормативного набора расходов по центрам затрат или местам возникновения затрат. В них, исходя из применяемости деталей и узлов, накапливаются нормативные расходы на детали, узлы и полуфабрикаты, обрабатываемые или собираемые в данном центре. По итоговым данным определяется нормативная себестоимость цехового машинокомплекта в рас­сматриваемом центре затрат либо месте возникновения затрат.

Машинокомплект состоит из всех последовательно или па­раллельно изготовляемых на производственных участках и цехах деталей, входящих в выпускаемую сборочным цехом машину. Де­тали машинокомплекта имеют в основном разные временные нормативы длительности производственного цикла, очередности подач в сборку, размеры партий обработки, поэтому при значи­тельном удельном весе взаимозаменяемых деталей, входящих в состав машин различной модификации, их группировка в машинокомплект представляет определенную сложность для цехов (таблица 11.1). Например, в автомобилестроении перечень наиме­нований деталей достигает нескольких сотен в одном цехе.

Практика работы машиностроительных предприятий с се­рийным типом производства показывает, что многономенклатур­ное производство с большим количеством унифицированных де­талей, входящих в разные цеховые машинокомплекты, технологически предусматривает некомплектность выпуска, так как од­новременный запуск всего перечня деталей, входящих в машино­комплект, невозможен из-за различий во времени обработки и применяемости деталей в узле, сборочной единице или изделии.

При таком способе нормативная себестоимость изделия оп­ределяется как сумма цеховых машинокомплектов и использует­ся для оценки выпуска продукции за определенный период. Пос­ле расчета фактической калькуляции производства машино­комплектов менеджеры сопоставляют данные с нормативной себестоимостью и получают результаты, позволяющие судить об эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Кроме машинокомплекта используются такие учетные еди­ницы, как групповой комплект и узловой комплект.

Групповой комплект представляет собой группу деталей од­ного наименования, которые проходят одинаковый технологи­ческий маршрут, имеют равные величины опережения подачи на сборку, партии обработки, длительность производственного цик­ла. Групповой комплект как планово-учетная единица создает ус­ловия для планирования изготовления целой группы деталей как одной детали, обеспечивает контроль за комплектной поставкой сборочным цехам и усиливает контроль за использованием полу­фабрикатов собственного производства

Таблица 3.3. - Примерная ведомость нормативного набора прямых расходов по машинокомплекту

Номер детали, узла и полуфабриката Применяемость, раз Материал Остаток на начало месяца Механо-штамповочный цех Остаток на конец месяца
легированная сталь трансформаторная сталь в заготовительном цехе на складе поступило израсходовано в заготовительном цехе на складе
Количество цена 1кг, руб. количество цена 1 кг, руб
    2,7 2,1 - -         27-  
    - - 1,1 2,9 -       -  
    - - 1,6 3,3            
К 942   1,3 2,5 0,6 3,2            
В 361   0,9 2,4 0,7 2,9   -     -  

В крупносерийном производстве с длительным циклом сбо­рочных работ при небольших различиях во времени обработки деталей, входящих в определенный узел, используется разновид­ность группового комплекта — узловой комплект. Эта планово-учетная единица объединяет детали одного или разных изделий на основе единства или подобия технологического маршрута и размера опережения в цехе.

По данным учетным единицам также ведется подетальное нормирование материальных затрат в технологических картах, которые выписываются отделом главного технолога на каждую деталь. Они группируются, нумеруются и брошюруются по наи­менованиям изделий. Один экземпляр карт группируется по ви­дам работ и подразделениям, выполняющим эти работы. Такой порядок обеспечивает достоверность нормативных расчетов на всех уровнях технико-экономического планирования и опера­тивно-производственных плановых расчетов.

Применение позаказного метода калькулирования предопре­деляет контроль за издержками производства на предприятии и организацию учета затрат в строгом соответствии с установлен­ными подетальными и пооперационными нормами расхода ма­териальных и трудовых ресурсов. Этот контроль призван предо­твращать выполнение работ, не предусмотренных технологичес­ким процессом, а также обеспечивать правильность отнесения издержек производства на соответствующие заказы.

При позаказном методе калькулирования к счету 20 «Основ­ное производство» в обязательном порядке ведется аналитичес­кий учет по каждому заказу. Количество аналитических счетов соответствует количеству заказов, изготавливаемых на предприя­тии. Прямые материальные расходы списываются со счета 10 «Материалы» на соответствующие заказы и отражаются по дебе­ту счета 20 «Основное производство».

При позаказном методе учета затрат тщательно распределяет­ся ответственность между всеми исполнителями заказа и руково­дителями центров ответственности.

Примерная схема прохождения позаказного метода кальку­лирования представлена на рисунке. 3.4, 3.5..

Особенность учета затрат при позаказном методе - аккумули­рование расходов по каждой завершенной партии или заказу в целом, а не за промежуток времени (рисунок 3.6.). В течение изготов­ления заказа в дебет счетов учета затрат на производство: счет 20 «Основное производство», счет 23 «Вспомогательное производ­ство», счет 25 «Общепроизводственные расходы», счет 26 «Обще­хозяйственные расходы» с кредита счетов учета ресурсов отно­сятся затраты по каждому заказу отдельно с подразделением на прямые, относимые в дебет счетов 20 и 23, и накладные, относи­мые в дебет собирательно-распределительных счетов 25 и 26, не связанных непосредственно с конкретным заказом, а обуслов­ленных процессом организации, обслуживания производства и управления им.

После завершения выполнения заказа расходы, собранные на счетах 25 и 26, списываются в дебет счетов 20 и 23 и одновремен­но распределяются между заказами.

Фактическая себестоимость единицы изделий или работ определяется после выполнения заказа путем деления суммы затрат на количество изготовленной до этому заказу продукции.

В целях обеспечения правильности отнесения затрат при позаказном методе рекомендуется организовать надлежащий контроль за правильной выпиской первичных документов в соответствии с нормативно - технической документацией

Общепроизводственные расходы включают в себестоимость заказа, счета 25 и 26 закрываются; калькулируется полная факти­ческая себестоимость готового заказа, т.е. суммы фактической производственной себестоимости выполнения заказа переносят­ся с кредита счета 20 «Основное производство» в дебет счета 43 «Готовая продукция» или счета 90 «Продажи». Далее определяет­ся финансовый результат, конечный итог деятельности, заверша­ющийся прибылью или убытками от выполненного заказа: счет 90-9 «Продажи», субсчет «Прибыль или убытки от продаж» в кор­респонденции со счетом 99 «Прибыль и убытки».

Таким образом, метод позаказного учета и калькуляции себестои­мости характеризуется:

♦ концентрацией данных о расходах и отнесением затрат на отдель­ные виды работ или готовой продукции;

♦ изменением величины затрат по каждой завершенной партии,
а не за промежуток времени;

♦ ведением в главной книге счета «Основное производство», по де­бетовому остатку которого показывается величина незавершен­ного производства.


Рисунок 3.4.. – Позаказный метод учета затрат на производство

Или

Рисунок 3.5. - Схема позаказного метода учета затрат на производство

Рисунок 3.6. - Этапы позаказного метода калькулирования себестоимости продукции

Карточка учета выполнения заказа.

Сч.20 «Основное производство» (вентиляторы).

Заказ открыт 25.11.

Заказ закрыт 20.12.

Заказ № 623.

Количество единиц продукции в заказе.

Статьи калькуляции Затраты на изготовление Списание затрат
ноябрь Декабрь Итого затрат ноябрь декабрь Себестоимость выпуска
Цех №1 Цех №1 Цех №2   возвращены отходы возвращены отходы
1.Материалы: основные вспомогательные 2.Зарплата производственных рабочих 3.Расходы: общепроизводственные общехозяйственные 4.Потери от брака   -     -        
Итого              

Отчетная калькуляция себестоимости вентиляторов по предприятию

Заказ № 623. За декабрь

  Статьи калькуляции Затраты на выпуск 10 шт. Затраты на выпуск 1 шт. Результат выполнения задания
По отчету По плану Экономия Перерасход
1.Материалы основные 2.Возвратные отходы 3.Материалы без отходов 4.Вспомогательные материалы 5.Зарплата производственных рабочих 6.Потери от брака 7. Расходы: общепроизводственные общехозяйственные -8 142.3 -0.8 141.5 10.9 87.7 0.7 75.9 22.5 -1 11.4 91.8 - 90.9 27.5 7.7 -0.2 7.5 0.5 4.1 15.0 5.0   0.7
Итого   339.2 370.6 32.1 0.7

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: