25>
ние им для объяснения процессов «смешения» и «разделения», представлений, чуждых Гераклиту, но ходовых в конце V, начале IV века. Считать-те места, где упоминается о них, вставками, принадлежащими «физику», последователю Анаксагора, может быть, Архелаю, из книг которого они будто бы были взяты, нет ровно никаких оснований, и вся конструкция Фредриха представляет образец филологических тонкостей, которыми славилась немецкая филология конца XIX века, очень остроумных, но недостаточно достоверных.
В одном месте книги «О возникновении» Аристотель критикует воззрение, по которому все части зародыша появляются одновременно.^Так как взгляда этого в такой категорической форме, как в главе 26 «Диэты»г ни у кого из натурфилософов найти нельзя, получается впечатление, что-Аристотель был знаком с этим сочинением и против него именно направляет свою полемику. Но так как других каких-либо указаний, свидетельствующих о таком знакомстве, нет; то это остается простым предположением.
|
|
В том же Сборнике имеются книги «О семени» и «О природе ребенка», написанные неизвестным врачом и содержащие в себе полное учение об утробном развитии человека. Тому же врачу принадлежит четвертая книга-«Болезней», содержащая, патологию на основе четырех жидкостей и учение о критических днях, а также первая книга «Женских болезней», что> можно установить по ссылкам. Все эти сочинения представляют собой связное целое; Гален приписывал книгу «О ребенке» Полибию, но, теперь думают, что автор их принадлежал к Книдской школе. Это был врач а большим опытом, образованный и вдумчивый: он часто приводит для примера физические явления, сравнивает развитие человека и растений; стиль его простой и понятный.
Книги эти имеются в русском переводе сочинений Гиппократа; здесь я: ограничусь изложением их содержания.
В небольшой книге «О семени» (11 глав) речь идет о возникновении семени, о том пути, который оно проходит, и о его значении в процессе наследования. Семя исходит из всех частей тела и всей той влаги, которая^ содержится в теле: от них отделяется самая сильная часть. Отделепие это происходит во время полового сношения, когда влага в теле разогревается и становится пенистой; от нее отходит самая сильная и густая часть, которая направляется через вены к спинному мозгу, затем к почкам, отсюда через середину яичек, в половой член. Евнухи не способны к сношению потому, что у них преграждается путь для семени; у мальчиков- не бывает* в теле такого колебания, чтобы семя могло отходить, да и вены слишком: тонки для его прохода; то же относится и к месячным очищениям^
-26