double arrow

АРИСТОТЕЛЬ И АНТИЧНАЯ ЭМБРИОЛОГИЯ. ние им для объяснения процессов «смешения» и «разделения», представле­ний, чуждых Гераклиту, но ходовых в конце V


25>


ние им для объяснения процессов «смешения» и «разделения», представле­ний, чуждых Гераклиту, но ходовых в конце V, начале IV века. Считать-те места, где упоминается о них, вставками, принадлежащими «физику», последователю Анаксагора, может быть, Архелаю, из книг которого они будто бы были взяты, нет ровно никаких оснований, и вся конструкция Фредриха представляет образец филологических тонкостей, которыми сла­вилась немецкая филология конца XIX века, очень остроумных, но недо­статочно достоверных.

В одном месте книги «О возникновении» Аристотель критикует воз­зрение, по которому все части зародыша появляются одновременно.^Так как взгляда этого в такой категорической форме, как в главе 26 «Диэты»г ни у кого из натурфилософов найти нельзя, получается впечатление, что-Аристотель был знаком с этим сочинением и против него именно направ­ляет свою полемику. Но так как других каких-либо указаний, свидетель­ствующих о таком знакомстве, нет; то это остается простым предполо­жением.

В том же Сборнике имеются книги «О семени» и «О природе ребенка», написанные неизвестным врачом и содержащие в себе полное учение об утробном развитии человека. Тому же врачу принадлежит четвертая книга-«Болезней», содержащая, патологию на основе четырех жидкостей и уче­ние о критических днях, а также первая книга «Женских болезней», что> можно установить по ссылкам. Все эти сочинения представляют собой связ­ное целое; Гален приписывал книгу «О ребенке» Полибию, но, теперь ду­мают, что автор их принадлежал к Книдской школе. Это был врач а большим опытом, образованный и вдумчивый: он часто приводит для примера физические явления, сравнивает развитие человека и растений; стиль его простой и понятный.

Книги эти имеются в русском переводе сочинений Гиппократа; здесь я: ограничусь изложением их содержания.

В небольшой книге «О семени» (11 глав) речь идет о возникновении се­мени, о том пути, который оно проходит, и о его значении в процессе на­следования. Семя исходит из всех частей тела и всей той влаги, которая^ содержится в теле: от них отделяется самая сильная часть. Отделепие это происходит во время полового сношения, когда влага в теле разогревается и становится пенистой; от нее отходит самая сильная и густая часть, ко­торая направляется через вены к спинному мозгу, затем к почкам, отсюда через середину яичек, в половой член. Евнухи не способны к сношению по­тому, что у них преграждается путь для семени; у мальчиков- не бывает* в теле такого колебания, чтобы семя могло отходить, да и вены слишком: тонки для его прохода; то же относится и к месячным очищениям^


-26



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: