Аристотель. Так же как нельзя ходить без ног; следовательно, им невозможно входить извне, ибо ни сами по себе они не могут входить


так же как нельзя ходить без ног; следовательно, им невозможно входить извне, ибо ни сами по себе они не могут входить, будучи неотделимы, ни находясь в теле, так как семя есть выделение пищи, подвергающейся изме­нению. Остается только разуму входить извне и ему одно­му бьй?ь божественным, ибо его деятельность не имеет ничего общего с телесной деятельностью. Итак, способ­ности каждой души связываются, невидимому, с другим телом и более божественным, чем так называемые эле­менты, а поскольку души отличаются друг от друга по высшей или низшей ценности, постольку отличается и природа упомянутых тел. В семени всех существ пре­бывает то, что делает семя плодородным, так называемое тепло. Это ни в коем случае не огонь или подобного рода сила, но заключенная в семени и в пенистом веществе?37а пневма и природа пневмы, аналогичная элементу светил.68 Поэтому огонь ничего живого не порождает и в подверг­нутых действию огня веществах, как влажных, так и сухих, ничего», повидимому, не образуется, а теплота солнца и живых существ, не только действующая через посредство семени, но и других могущих произойти вы­делений природы, содержит в себе оживляющее начало. Итак, из сказанного ясно, что теплота, заключающаяся в животных, не есть огонь и не от огня имеет свое начало; а телесная основа семенной влаги, вместе с которой при­ходит семя душевного начала, частью, отделима от тела у тех, у которых оно включает в себя нечто божествен­ное, а таким является так называемый разум, частью, не отделима; эта телесная основа семенной жидкости, будучи по природе влажной и водянистой, растворяется и дает пневму. Поэтому не следует искать, всегда ли она выходит наружу и не является ли она частью образовав­шейся формы, так же как и относительно сока, который свертывает молоко: ведь и он производит изменение, но нз является составной частью свертывающихся масс. Итак, относительно души, в какой мере содержат ее зачатки и семенная жидкость и в какой не содержат, — вопрос решен: они имеют ее в потенции, а в действитель­ности не имеют. Так как семя есть выделение и движется тем же самым движением, в силу которого растет тело



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: