double arrow

О ВОЗНИКНОВЕНИИ ЖИВОТНЫХ. в нее, или ничего? И относительно той души, которой характеризуется животное (животное ведь в силу при­сутствия определенной части души .есть существо




в нее, или ничего? И относительно той души, которой характеризуется животное (животное ведь в силу при­сутствия определенной части души .есть существо чувст­вующее), имеется ли она в семени и зачатке или нет и откуда она берется? Ведь никто не будет считать зачаток чем-то неодушевленным, во всех отношениях лишенным жизни: семя и зачатки животных живут не меньшей жизнью, чем растения, и до известного времени способны к произрождению. Что они имеют питательную душу, это очевидно (почему им необходимо получить ее прежде всего, это ясно из рассуждений о душе в других книгах), а по прошествии времени они получат и чувствующую ду­шу, характеризующую животное. Ведь не одновременно 73бь возникает животное и человек или животное и лошадь; то же относится и к другим животным; завершение возни­кает напоследок, и то, что составляет особенность каж­дой особи, является завершением развития. J1 Поэтому и /вопрос относительно разума, когда, каким образом и откуда получают его те существа, которые им обладают, представляет величайшие затруднения, и следует при­ложить все старания, чтобы, но мере сил и возможности, разрешить его. Очевидно, следует предположить, что семена и еще не отделившиеся зачатки имеют питатель­ную душу в потенции, но не в действительности, до тех пор, пока они, как отделившиеся зачатки, не будут при­нимать пищу и выполнять действия, свойственные этой душе. Ведь, повидимому, вначале все подобные зачатки живут жизнью растения. Ясно, что вслед за этим следует сказать и о душе чувствующей, и q разумной; их все необходимо иметь сначала в потенции, прежде чем они будут в действительности. Необходимо, далее, или всем видам души возникать, не существуя раньше, или всем просуществовать,или одним предсуществовать, другим— нет; и возникать необходимо или в материи без привхождения с семенем самца, или привходить в нее оттуда; а в самце необходимо или всем им происходить извне, или ни одной, или одним—извне, другим—нет .Что им всем невозможно предсуществовать, это очевидно из следующего. Ясно, что все те начала, которые производят телесную деятельность, не могут существовать без тела,




Сейчас читают про: