заходит так далеко, что кажется уже не человеком, а каким-то зверем, — и это называется тогда уродством. Следуя порядку изложения, надо указать причины этого явления. Конечным исходом истощения движений, не могущих овладеть материей, является самое общее, а это есть животное. Рассказывают о ребенке, родившемся с головой барана или быка, и о других животных: о теленке с головой мальчика и об овце с бычачьей головой. Все это возможно было бы в силу указанных ранее прит чин, но в действительности ничего такого, о чем рассказывают, нет: имеется только подобие: оно имеет место и без уродства. Поэтому иногда в шутку сравнивают некрасивых людей с козой, раздувающей огонь, то с бодающейся овцой. А какой-то физиономист свел всех таких к двум или трем обличьям животных, и его речам нередко верили. Невозможность такого уродства, чтобы одно животное было заключено в другом, доказывается продолжительностью беременности, весьма различной у человека, овцы, собаки и коровы: каждое животное может возникнуть только в течение свойственного ему срока. Итак, одни называются уродами в-вышеуказанном значении; другие вследствие множественности частей: многоногие и многоголовые. Очень близко подходят друг к другу и в известном отношении схожи рассуждения о причинах уродств, с одной стороны, и увечий животных» с другой, ибо и уродство есть известного рода увечье.
|
|
4
Демокрит говорил, что уродства возникают вследствие двукратного извержения семенной жидкости: раньше — одного, позже — другого и последнее по выходе поступает в ту же матку; в результате оба тесно соединяются и изменяют части. У птиц — говорит он — так как совокупление совершается часто, всегда происходит изменение яиц и их цвета. Если поэтому из одного семени в одно совокупление образуется несколько (зачатков), — это, ttoa очевидно, возможно, — то лучше не обходить им кругом, минуя прямой путь; ибо в подобных случаях изменение чаще всего происходит, когда порции семени не отделяют-