жение деда; таким же образом [ясак у самцов, так и у самок] движение родительницы переходит в движение ее матери, а если не в него, то в бабушкино; то же относится и к дальнейшим предкам. Чаще всего порождающий побеждает или побеждается, как мужчина и отец вместе, ибо разница между тем и другим настолько мала, что нетрудно произойти и тому, и другому (ведь Сократ по батюшке такой-то). Поэтому, в большинстве* случаев мальчик пехож на отца, девочка — на мать, так как уклонение в обоих направлениях происходит одновременно, и мужскому полу противоположен женский пол, а отцу — мать; и самое изменение выражается в переходе в противоположное.^ Если движение, исходящее от мужчины, возьмет верх, а от Сократа — не возьмет, или наоборот, тогда получится мальчик, похожий на отца, или девочка, похожая на мать. Если же движения ослабеют, причем мужское движение останется, а движение Сократа изменится в движение его отца, возникнет мальчик, похожий на деда или на кого-нибудь из других более отдаленных предков; на этом же основании, если мужское движение будет осилено, возникнет девочка, притом — похожая больше всего на мать, а в елучае ослабления движения матери возникнет сходство с бабушкой или с кем-нибудь из предков выше, согласно 768i> тому же расчету. То же относится и к частям: ведь некоторые части схожи с отцовскими, другие — с материнскими, ибо и движения, идущие от частей, одни — актуальны, другие — потенциальны, как не раз уже было сказано. Вообще следует принять три предположения: первое, только что указанное, а именно, что имеются движения, одни — актуальные, другие — потенциальные; два других: что побежденное изменяется в противоположное, а ослабленное — в следующие за ним движения, причем менее ослабленное — в ближайшее, а сильнее ослабленное — в более отдаленное. Под конец они так нарушаются, что ребенок не похож уже ни на кого из близких родных, а остается только общее, что он человек. Причина — та, что общее сопровождает все частные явления: вообще существует человек, а Сократ-отец и мать (кто бы она ни была) существуют как отдельные