Контрольные вопросы (для самопроверки):
1. Дайте определение предмета и метода экономической истории.
Ответ 1.
2. Что является непосредственной задачей экономической истории?
Ответ 2.
3. Какова цель изучения экономической истории?
Ответ 3.
4. Какой принцип лежит в основе периодизации общественного развития Э.Тофлера?
Ответ 4.
5. Какое место в методе эксперимента занимают экономические реформы?
Ответ 5.
Литература
1. История экономики: Учебник/ Под ред. Проф. О.Д.Кузнецовой и проф. Шапкина. - М.: ИНФРА - М, 2000. - 384 с.
2. Ковалёв И. Н. История экономики и экономических учений. Серия "Учебники, учебные пособия", Ростов на Дону.: Феникс, 1999. - 544 с.
3. Супоницкая И.М. Международные конгрессы по экономической истории// Экономическая история: проблемы, исследования, дискуссии. – М., 1983.
4. Шоню П. Экономическая история: эволюция и перспективы//ТНЕSIS. Теория и история экономических и социальных институтов и систем. Зима –93. Том 1. Вып.1. – М., 1993.
Тест по теме 1 ПРЕДМЕТ И МЕТОД КУРСА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ
|
|
Контрольные вопросы | Возможные ответы |
Вопрос 1. Назовите структурные подразделения экономики | Ответ 1. Предприятие (фирма) |
Ответ 2. Отрасль | |
Ответ 3. Регион | |
Ответ 4. Банк | |
Ответ 5. Национальная экономика | |
Ответ 6. Монополия | |
Вопрос 2. Перечислите формы (направления) мирохозяйственного разделения труда | Ответ 1. Специализация |
Ответ 2. Международная торговля | |
Ответ 3. Кооперация | |
Ответ 4. Миграция труда | |
Ответ 5. Технологический обмен | |
Ответ 6.Концентрация | |
Ответ 7. Миграция капитала | |
Вопрос 3. Определите задачи экономической истории | Ответ 1. Накопление, систематизация материала из истории хозяйственной жизни и установление внутренних связей в нём |
Ответ 2. Выработка культуры экономического мышления | |
Ответ 3. Определение периодизации общественного развития | |
Вопрос 4. Что лежит в основе периодизация общественного развития по Э.Тофлеру? | Ответ 1. В основе - концепция исторического материализма |
Ответ 2. В основе лежит "технологический принцип" | |
Ответ 3. В основе - степень развития товарно-денежных отношений | |
Ответ 4. В основе - историко-хронологический подход | |
Ответ 5. В основе - теория длинных волн | |
Вопрос 5. Цели экономических реформ | Ответ 1. Поддержка общественного сектора экономики |
Ответ 2. Развитие частного сектора экономики | |
Ответ 3. Повышение эффективности распределения ресурсов | |
Ответ 4. Снижение утечки капитала и привлечение инвестиций | |
Ответ 5. Снижение бюджетной задолженности | |
Ответ 6. Стимулирование экспорта | |
Вопрос 6. Предметом экономической истории является: | Ответ 1. Структурные подразделения экономики |
Ответ 2. Мирохозяйственное разделение труда | |
Ответ 3. Единство хозяйственной жизни | |
Ответ 4. Микро- и макроэкономика | |
Ответ 5. Периодизация общественного развития | |
Вопрос 7. Методом экономической истории является: | Ответ 1. Метод эксперимента |
Ответ 2. Поддержка общественного сектора экономики | |
Ответ 3. Анализа и синтеза | |
Ответ 4. Технологический подход | |
Ответ 5. Исторический и логический подход | |
Вопрос 8. В чём отличие экономической истории от других наук о хозяйстве? | Ответ 1. Рассматривает отрасли в исторической взаимосвязи, взаимодействии, взаимозависимости |
Ответ 2. Рассматривает отрасли в статике | |
Ответ 3. Рассматривает отрасли в динамике | |
Ответ 4. Рассматривает модели экономического роста | |
Ответ 5. Рассматривает производство во взаимосвязи с другими сферами общественной жизни | |
Вопрос 9. Йозеф Шумпетер утверждал, что существует три способа изучать экономику: | Ответ 1. Через историю |
Ответ 2. Через теорию | |
Ответ 3. Через статику | |
Ответ 4. Через культуру | |
Вопрос 10. Н.Д.Кондратьев предсказал: | Ответ 1. Развитие промышленности в Западной Европе в 1820-1880 гг. |
Ответ 2. Начало 1 мировой войны | |
Ответ 3. Великую депрессию 20-х гг. |
Тема 2. Особенности ЭКОНОМИЧЕСКОГО развития В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
|
|
Целевая установка: Раскрыть особенности хозяйственного развития в докапиталистических формациях, основные направления эволюции социальной организации человечества.
После изучения данной темы слушатели смогут:
─ определить этапы развития и формы первобытного хозяйства;
─ объяснить причины упадка рабовладельческой системы хозяйства Древней Греции и Рима;
─ охарактеризовать хозяйственный строй феодального поместья в Западной Европе.