double arrow

Период перестройки ( с 1985 гг.)

В центре реформ с 1985 года – предприятие и условия его хозяйственной деятельности. С изданием Закона о государственном предприятии в 1987г. началось расширение границ самостоятельности предприятий путем перевода их на полный хозяйственный расчет, что подразумевает их самоокупаемость и самофинансирование. Предприятие само покрывает свои расходы, а также финансирует совершенствование производства, его техническое перевооружение. Отчисления государству осуществляются согласно долгосрочным нормативам. В машиностроении, например, 44% прибыли предприятия изымается государством. Будучи хозяином своих средств, предприятие заинтересовано в изыскании резервов роста. Процесс перевода предприятий на самофинансирование начался 1 января 1987 г. и полностью завершился в 1990 г. В это же время изменилась система снабжения предприятий. При старой системе заявки предприятий выполнялись через 2 года. Предприятия обычно подавали заявки с превышением и стремились создать у себя запасы сверх нормы в 24-28 дней работы. Это привело к снижению фондоотдачи: на складах накапливалось бездействующее оборудование и материалы. В 1986 г. общая стоимость запасов в стране достигла 400 млрд. рублей, а это почти годовой национальный доход. Местные органы Госснаба срочно преобразовываются в предприятия оптовой торговли, откуда на основе договоров предприятия смогут получать сырье и материалы, оборудование. Система обязательного планирования строится на основе портфелей заказов, т.е. договоров с потребителями – торговыми организациями или другими промышленными предприятиями. Предприятию теперь становится невыгодным ради исполнения плана производить «вал» продукции, не обращая внимание на ее качество, ассортимент, востребованность. С переходом на хозяйственный расчет предприятия могут рассчитывать только на то, что заработали. Поэтому важно, чтобы цены на продукцию были реальны, отражали реальные затраты предприятия и реальный спрос на продукцию со стороны потребителя. До сих пор эти условия не соблюдались. Потребитель получал продукцию по произвольно назначенным, как в сторону завышения, так и в сторону занижения, ценам. Заниженные розничные цены на продукты питания, транспортные тарифы, коммунальные услуги государство компенсировало дотациями, достигшими 75 млрд. руб. в год. Изменение политики цен – одна из задач реформы хозяйственного механизма. На очереди финансово-кредитная реформа.

В 40 – 50 гг. в сельском хозяйстве упразднены колхозы. Началось их массовое превращение в совхозы. В 1970 г. для удобства управления множество хозяйств насильственно соединены в межхозяйственные объединения. Появляется новая структура управления с Госагропромом во главе. Долгое время средством от всех бед в сельском хозяйстве считалось наращивание парка сельскохозяйственной техники и химизации сельскохозяйственного производства. Но, в середине 80-х гг. СССР производил в 6-7 раз больше тракторов и в 14 раз больше комбайнов, чем США. Но урожая мы собирали меньше. Сельскохозяйственные машины тяжелы, они уплотняют почву, нарушают ее структуру, ухудшают условия роста растений. На картофелеуборочном комбайне картофель 10-12 раз падает с высоты 30 сантиметров. Такой картофель храниться не будет. Да и самые большие потери сельское хозяйство несет в урожайные годы. Так как заготовительные компании не ориентированы на спрос. Проблемой остается и сельскохозяйственная инфрастуктура – система дорог и хранилищ, хронически низкие темпы роста производства продукции, экологическое неблагополучие отрасли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: