Кажется, что велосипед остановить легко. Нажми на тормоз - и все в порядке. В этом уверены многие начинающие велосипедисты. Но, как показывает имеющаяся практика, торможение заслуживает гораздо большего внимания. Ведь велосипед, как и автомобиль, нельзя остановить сразу, и тормозной путь у него не намного меньше, чем у любого другого транспортного средства. От того, как правильно и своевременно используется торможение, в конечном счете зависит безопасность и комфорт на дороге.
Правила торможения для велосипедиста во многом схожи с аналогичными правилами для водителей автомобилей. И их можно свести к следующим положениям и принципам.
Нельзя тормозить резко. Если за вами по дороге следует другой велосипедист или, тем более, автомобиль, это будет неожиданностью для них, и они начнут тормозить с опозданием. И не забывайте - у более тяжелого транспортного средства тормозной путь всегда длиннее.
Нельзя допускать блокировки колеса. Например, приближаясь к перекрестку, велосипедист резко тормозит на запрещающий сигнал светофора. В результате блокируется колесо, и велосипед, становясь неуправляемым, сталкивается с остановившимся впереди автомобилем. А не случись блокировки, велосипедист вполне мог бы успеть объехать стоящий автомобиль.
Старайтесь тормозить реже. Плавное ускорение и замедление улучшает комфорт движения, уменьшает износ шин.
Если на скользкой дороге возникает необходимость остановиться или затормозить, нельзя резко нажимать на тормоз: колесо заблокируется, и может произойти занос велосипеда. Наиболее эффективны в этой ситуации? Как и уавтомобиля - прерывистое или ступенчатое торможения. Прерывистое характеризуется кратковременным нажатием на тормоз. Ступенчатое торможение еще более эффективно, а его отличие от первого состоит в том, что с каждым разом усилие нажатия на тормоз увеличивается и до конца не убирается. Эффект от этих способов торможения состоит в следующем. Колесо велосипеда блокируется лишь на короткое время и в перерывах между кратковременными блокировками продолжает вращение, избегая тем самым "юза". Нужно помнить, что на скользкой дороге колесо будет блокироваться быстрее при более легкой машине и меньшей скорости движения.
При проезде опасной зоны будьте готовы к торможению. Подготовившись к нему заранее, вы в 2 раза сократите тормозной путь велосипеда.
ПРАВИЛО "ПОМЕХИ СПРАВА"
К перекрестку с двух перпендикулярных направлений одновременно приближаются велосипедист и панелевоз. Кто должен уступить дорогу? Если это пересечение равнозначных дорог, а у велосипедиста нет помехи справа, то он имеет право первым проехать перекресток. Но в реальных условиях это правило водители по отношению к велосипедистам часто игнорируют, поэтому следует быть осторожным. Данное правило принято называть правилом "помехи справа", или "помехи правой руки".
В каких случаях оно действует и где? Правило "помехи справа" правомерно на любой территории, включая даже двор и поле. Оно распространяется на те пересечения путей транспортных средств, где отсутствуют знаки приоритета, светофорное регулирование, а также нет инспектора ГИБДД, который взял бы регулирование движения на себя. Оно действует в этой дорожной ситуации на все транспортные средства, за исключением трамвая - ему разрешено первому переезжать перекресток при одновременном праве на проезд по той причине, что он следует по обособленному полотну и для остановки трамвая необходим более длинный тормозной путь, чем безрельсовому транспорту.
Правило "помехи справа" распространяется не только на перекрестки. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно (в параллельных рядах), водитель должен уступать дорогу транспортному средству, находящемуся справа. Другими словами, если велосипедист следует в прямом направлении в правом ряду, то водитель автомобиля или мотоцикла при перестроении из другого ряда не должен его "подрезать".