В чем состоит ценность практики? Наши дни

Мы продолжаем анализ ценности практики, вовле­кая теперь в него новейшие философские направления.

Феноменология. Как известно, феноменологи первостепенное значение придают выработке фено­менологических смыслов. Феноменологов часто обви­няют в том, что они непрактичны, зацикливаются, мол, на созерцаниях. Эти обвинения не вполне правомер­ны. Феноменолог не говорит, что не надо действовать, он утверждает, что смысл действий заключен не в их природных качествах, а в феноменологических смыс­лах.

• Герменевтика. Герменевтики действительно на­строены более практично, чем феноменологи. Они счи­тают, что смысл практики заключен в ней самой и мо­жет быть выявлен лишь в процессе осуществления практики. Здесь-то и раскрывается сущность вещей, с ко­торыми человек контактирует, осуществляя свое бытие в мире. Ценность практики — в разрешении напряжен­ности вопрошания, в реализующемся ответе на зов са­мих вещей. Практика соединяет человека с миром, в этом и состоит ее смысл.

• Что касается аналитиков, то они все согласны в том, что смысл практики выясняется при анализе выска­зываний о практике. Но дальше появляются разногла­сия. Одни, их называют натуралистами, склонны при­писывать моральные ценности фактуальному миру, а другие, ненатуралисты, полагают, что мораль есть чувство. Для наших целей достаточно сделать вывод, что для аналитиков смысл практики выясняется в процессе интерпретации высказываний о ней. Мно­гие аналитики — сторонники этики последствий по-

ступков. Они считают, что главное — оценить послед­ствия поступков.

Постмодернисты, оценивая практику, также за­няты интерпретацией текстов. Они стремятся устояв­шиеся этические ценности окончательно предоставить истории. Но их собственные этические концепции не формируются сколько-нибудь ясным образом. Видимо, эстетика возвышенного должна одновременно служить заменой прежних как эстетических, так и этических воззрений.

• В отличие от постмодернистов представители так называемой коммуникативной этики готовы говорить о практике и этике с утра до вечера, это их главный интерес. Свою философию они (Ю. Хабермас, К.-О. Апель) часто называют практической философи­ей. Как приходят к этическим ценностям? В процес­се дискуссий и выработки общего мнения (все это на­зывается дискурсом). Кант не объяснил, откуда берутся нравственные законы, а они являются ито­гами дискурса. Маркс считал, что общество постро­ено на общественном труде, в действительности же его фундаментом является достигнутое в дискуссии согла­сие, сам общественный труд нуждается в интерпре­тации.

Итак:

Смысл практики во всех современных философ­ских направлениях видят в этических ценностях (все реже используются выражения «этика добродете­лей», «этика долга», все чаще говорят и пишут об «этике ценностей»).

Этическая (моральная) ценность понимается как интерпретация, выработанная посредством определен­ного философского метода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: