Ценности человека и человечества. Роль духовных ценностей в жизни человека

В философии существует раздел, в котором окружающий человека мир рассматривается с точки зрения его значения для человека, т.е. ценности. Этот раздел называется аксиологией (теория ценностей), основы которой были сформулированы еще в древней философской мысли. В аксиологии рассматриваются вопросы и проблемы, которые конкрети­зируют философские представления о человеке, его бытии в мире и смысле своего существования.

Известно, что человек в своих отношениях (взаимодействиях) с ок­ружающим миром проявляет себя, в отличие от животных, универсально, т.е. всесторонне. Его природа такова, что он стремится к полноте своего существования, творя по меркам любого рода и многогранно раскрыв; свою деятельную сущность. Деятельное отношение человека к миру су­ществует в различных формах.

Во-первых, познавательное отношение, т.е. поиск и обретение зна­ний, начиная от самых простейших (обыденное знание) и заканчивая тео­риями и научными картинами мира, что происходит в научном познании.

Во-вторых, практическое отношение, т.е. стремление устроить мир "по-человечески", преобразовать его в соответствии со своими потреб­ностями и интересами, опираясь на свои навыки, знания и орудия труда.

В-третьих, художественно-эстетическое отношение, что предполагает восприятие мира сквозь призму гармонии и красоты, любование и вос­хищение этим миром, воплощение прекрасного в своей практической деятельности.

В-четвертых, существует и нравственное отношение, т.е. следование человека моральным канонам и императивам (повелениям общества, собственной совести) или же вопреки морали и совести.

В-пятых, в жизни человека имеет место и так называемое ценностное отношение к миру. Оно предполагает восприятие мира с точки зрения его значения (смысла) для человека, раскрытие роли материальных и духов­ных явлений, предметов и процессов в жизнедеятельности человека. Чело­век ведь, говоря словами русского философа Н.А.Бердяева, это — "суще­ство оценивающее", а древнегреческий философ Протагор называл его и вовсе "мерой всех вещей". В рамках этого отношения человек проявляет свои потребности (состояние нужды), интересы (содержание желаний) и, цели (мысленный образ устремлений). Ценностное отношение человека к миру является относительно самостоятельным аспектом его существова­ния, хотя оно и вплетено в общую ткань всей духовно-практической дея­тельности "гомо сапиенс". "Жить на свете", — писал русский философ И.А.Ильин,— "значит выбирать и стремиться..."

Мир ценностей (аксиосфера) весьма многообразен, ведь речь идет о ценностях не только индивида, но и социальных групп, общества в целом, конкретных исторических эпох и народов. В связи со сложностью аксиосферы и в интересах исчерпывающего ее познания следует прибегнуть к классификации ценностей. Мы выделим несколько групп ценностей, при­меняя различные основания для классификации. Тем самым будут выяв­лены формы существования ценностей, их реальное многообразие.

Первая группа (выделение по субъекту-носителю) — это ценности индивидуальные (личностные), групповые и общечеловеческие. Особой пестротой среди них отличаются индивидуальные ценности, ведь каж­дый индивид, согласитесь, это целый и неповторимый мир ("микрокосм"), особый опыт и своя судьба, собственные пристрастия и устремления. "На вкус и цвет товарищей нет", — гласит русская пословица, и в ней, безус­ловно, есть большая доля истины. Ценностные ориентиры присущи так­же и конкретным социальным группам, обществу в целом.

Вторая группа ценностей (выделение их по социальному содержанию) включает те из них, которые выявляются в ходе деятельности человека в конкретных сферах общественной жизни. Это ценности экономические (деньги, рынок), социальные (дружба, милосердие), политические (диалог, ненасилие), духовные (знания, образы), правовые (закон, правопорядок). Особым разнообразием отличаются ценности духовные — в силу своей предельной сложности и многогранности данной сферы жизни общества (религия, наука, искусство, мораль и иные сферы духовной деятельности). Ценности закрепляют общественные отношения, формируют социальный организм как единое целое. Известно, например, сколь велика роль диа­лога в политической жизни, особенно если речь идет об острых конфлик­тных ситуациях. Напротив, антиценности (вражда, агрессия и т.п.) разру­шают общественный организм, ведут его к гибели.

Третья группа (выделение ценностей по способу их существовования) — ценности материальные и духовные. К числу материальных ценностей ("благ") принято относить прежде всего вещи, которые необходимы для повседневного существовования человека (пища, одежда, жилье). Они по­могают удовлетворять базовые потребности людей и поэтому имеют особо важное значение. Сюда относятся и предметы, выполняющие роль орудий труда, — от самых простых (топор, лук) и заканчивая самыми сложными (компьютер, лазер). Что же касается духовных ценностей, то на их специ­фике и роли в общественной жизни более подробно мы остановимся ниже.

Четвертая группа (выделение по длительности существования) вби­рает в себя ценности преходящие (обусловленные конкретным истори­ческим временем) и непреходящие (имеющие значение во все времена). Известно, что время и люди меняются, но "вечные" ценности не умира­ют. Так, сохраняет свою ценность Природа как первейшее условие на­шего существования. Непреходящее значение имеет жизнь как таковая во всей своей красоте и многообразии. К числу непреходящих ценностей относится и Труд, который сформировал человека.

Пятая группа (выделение по своему значению) включает в себя так называемые утилитарные ("инструментальные") и фундаментальные ("высшие") ценности, существующие в обществе.

Предложенная нами классификация носит, разумеется, приблизительный характер и не претендует на завершенность. Ее назначение состоит в том, чтобы показать единство и многообразие аксиосферы, богатство форм существовования ценностей.

Очень важную роль в цивилизованном обществе играют духовные ценности. Их формирование происходит в рамках духовного производства (наука, религия, искусство, устное народное творчество). Эти ценности обретают различные формы существования: идея, общественный идеал, художественный образ, фантастическое представление, мечта традиция, ритуал. Духовные ценности существуют как на уровне специализированного (" элитарного "), так и массового сознания (например, суждения в рамках здравого смысла, являющегося как бы "путеводителем" по жизни). Следует иметь в виду, что в сфере Духа тоже существуют антиценности, например, низкопробные произведения искусства пошлые вкусы, примитивные формы нравственности, реакционные идеи. В конце XX в. широкое распространение получила массовая культуры, которая в значительной мере являет собой так называемый "ширпотреб", призванный удовлетворить невзыскательные вкусы потребителем

Производство духовных ценностей осуществляется как отдельными людьми (например, учеными, идеологами класса), так и всем обществом (язык, фольклор, традиции). В ходе духовного творчества создаются (формируются) нормы, оценки и вкусы, правила поведения и их своды (каноны), общественное мнение и идеалы, знания и системы знаний, художественные и иные образы, цели, отношение человека к окружающему миру.

Знакомство с аксиологической проблематикой помогает также луч­ше представить себе социально-культурную сущность воспитания чело­века. С точки зрения аксиологии, воспитание являет собой формирование системы ценностей и ориентации личности, развитие у нее ценностного сознания и способности к оценке. Главное — это помочь человеку сформи­ровать ценностное отношение к окружающему миру, научить его само­стоятельно различать Добро и Зло, прекрасное и безобразное, справедли­вое и несправедливое, светлое и темное в жизни и на этой основе опреде­лять свои ценностные ориентации. Воспитание, таким образом, есть при­общение к миру человеческих ценностей и присвоение их для себя, для своего собственного становления в качестве человека.

Рубеж XX—XXI вв. остро поставил вопрос об общих, общечеловечес­ких ценностях. Все более ощущаемая угроза гибели человечества в связи с глобальными проблемами (экологическая, энерго - сырьевая и другие) тре­бует по-иному посмотреть на современный мир, место и роль человека в нем. В наше время особое значение приобретают такие ценности, как не­насилие в международных делах, гармония во взаимоотношениях с при­родой, партнерство государств в решении региональных и глобальных проблем. Ненасильственный, безопасный и справедливый мир — вот ка­ким в идеале должно стать мировое сообщество, но это невозможно без опоры на общечеловеческие ценности. В наш ядерный и конфликтный век особый смысл обретают слова Л.Н. Толстого: "Жизнь, какая бы ни была, есть благо, выше которого нет никакого". В 1955 г. в манифесте извест­ных ученых Б. Рассела и А.Эйнштейна прозвучало:"... Мы должны научить­ся мыслить по - новому. Мы обращаемся как люди к людям: помните о том, что вы принадлежите к роду человеческому, и забудьте обо всем осталь­ном. Если вы сможете сделать это, перед вами открыт путь в новый рай, если вы этого не сделаете, перед вами — опасность всеобщей гибели".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: