Единство чувственного и рационального познания. Чувственное и рациональное взаимосвязаны друг с дру­гом, с этим согласны многие философы

Чувственное и рациональное взаимосвязаны друг с дру­гом, с этим согласны многие философы. Без рациональ-

ного чувственное предстанет многообразием, в котором нет единства. Рациональное без чувственного становит­ся чем-то блеклым, лишенным жизни. Познание име­ет чувственно-рациональный характер.

Допустим, нас интересует психический образ «это­го яблока», желтого, круглого, сладкого. Налицо три понятия: понятие цвета, понятие геометрической фор­мы и понятие вкуса. Понятие цвета охватывает различ­ные цвета, из которых в данном случае имеется лишь желтый. Соответственно понятие вкуса представлено в дан­ном случае чувством «сладкий». Психический образ яб­лока выступает как пересечение многочисленных по­нятий и их чувственных показателей.

Если понятия изобразить линиями, а чувственные формы точками, то психический образ любого объек­та выступает как некий центр пересечения линий и то­чек.

Память и Воображение

Память — это способность человека сохранять и воспроизводить освоенные им чувственные и рацио­нальные формы. Различают кратковременную и долго­временную память. Слова и звуки обычно запоминают­ся на более короткие промежутки времени, чем ранее усвоенные понятия. Блоки данных ЭВМ служат заме­чательным подспорьем памяти человека, владелец ком­пьютера всегда может свериться с той информацией, которая содержится в его базе данных. А если еще под­ключиться к сети Интернет, то открываются вообще уди­вительные возможности. Владельцы компьютеров, однако, должны иметь в виду два неприятных обсто-

ятельства: во-первых, компьютер не всегда под рукой, во-вторых, и это самое главное, понимание компьютер­ных данных зависит от уровня чувственного и рациональ­ного развития самого человека. Существуют особые приемы развития памяти, базирующиеся, в частности, на повторении информации и ее обобщении.

Воображение — это способность психики человека вызывать к жизни чувства и мысли, которые либо бы­ли ему известны ранее, либо являются новыми. Вооб­ражение, как правило, всегда содержит элемент новиз­ны. Если этой новизны достаточно много, то говорят о творческом воображении. Фантазия и мечта — это также формы воображения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: