Русская архитектура и изобразительное искусство конца 1980 – 1990-х годов

Сформировать представление об искусстве рубежа переломной эпохи. Познакомить с проблемами отечественного искусства конца 1980 – 1990-х годов. Рассказать об искусстве андеграунда и русского постмодернизма. Выявить новые концепции и направления в искусстве. Познакомить с историей нонконформистского движения (закрытые и “бульдозерные” выставки). Основные направления неофициального искусства: абстракция, примитивизм, соц-арт, концептуализм, акционизм.

Анализ республиканской выставки Союза художников России на Крымском валу к 850-летию Москвы.

Образы столицы. Э. Выржиковский (Санкт-Петербург) «Храм возрождается» (1997) – тема праздничного воссоздания Храма Христа Спасителя в Москве. Суровая, закованная в камень и бетон, столица в акварелях Г. Травникова (Курган) «Мосты Москвы». Слава городу в картине С. Андрияки «Кремлевские купола». Будни огромного города в графической серии А. Любавина (Подольск) «В Москве».

Натюрмортный жанр. П. Елкин (Ижевск) «Материнский стол» (1997) – радость встречи с национальной кухней. В. Шумилов (Тверь) «Тверское пиво» - в каждом предмете частица быта уходящего, но еще существующего.

Исторический жанр. В. Штаркин (Московская область) «Москва. Октябрь» - суровые будни революции 1917 года. Г. Незнайкин «Минин и Пожарский» (1997) - момент торжества русской истории. Тема яркого праздника в полотне Ю. Грищенко «Народное гуляние» и скульптуре А. Цигаля «Масленица». Картина-портрет «Дионисий в Феропонтовом монастыре» Е. Воскобойникова (Брянск). Скульптуры В. Курочкина «Великий князь И.Д. Калита» (1997) и М. Переяславца «Михаил Тверской». Проект памятника «Ивану Бунину» (1996) А. Ковальчука.

Библейские темы. Тема предательства, отступничества в картине Г. Коржева «Иуда» (1997). Ю. Орлов «Крещение» (1997) - отражение нового входа христианских обрядов в действительность, следование академическим традициям. Разное толкование библейской темы в творчестве художников. Икона «Богородица, благоуханный свет» В. Филинина (Сергиев Посад). Скульптура Н. Филатова (Саранск) печального, заземленного Христа. Полотно-видение «Святой Георгий» Ш. Бедоева (Владикавказ).

Пейзажная живопись. Стремление создать полотна о вечном, непреходящем, устоявшемся. Полотна А. Грицая, В. Сидорова, В. Щербакова. Б. Домашников (Уфа) «Ночной романс», Ю. Махотин (Брянск) «И светла от берез Россия», А. Монгуш (Кызыл) «Весна», У. Бадмаев (Элиста) «Благопожелание».

Декоративно-прикладное искусство. Мажорный характер произведений. Новое в гобеленах М. Нечипорука – соединение фотокадров с ткацким орнаментом.

Архитектура. В советской архитектуре этого периода важное значение приобрели исследования проблем градостроительства, формированию структуры жилища и системы обслуживания, развития транспортных сетей, центров и зеленых зон. Ограничение территориального роста Москвы окружной автодорогой МКАД, разуплотнение центра, автономизация систем обслуживания. Застройка резервных территорий (Ясенево, Медведково,Строгино, Южное Измайлово).

В 1990-е годы формируются новые требования к типовому строительства. Преобладание офисов, банков, гостиниц и магазинов. Такие сооружения возводят повсеместно.Здание Уникомбанка в Даевом переулке в Москве, административное здан е ВОК «Внешторгбанка» в Нижнем Новгороде, операционное управление Сбербанка РФ в Санкт – Питербурге. Масштабность сооружений обусловленная их многофункциональностью. Торговые и торгово – развлекательные центры. Торговый центр «Нептун» в Москве, многофункциональные торговые комплексы «Гранд -2» в Химках» и «Три еита» на Можайском шоссе, торгово развлекательный комплекс «ХL» в Москве, многофункциональный бизнес – центр с жилыми апартаментами по проспекту вернадского. В последние годы возродилось строительство культурных объпектов – театр «Комедия» в Нижнем Новгороде, Якутский драматический театр. Реконструируютмся многие здания театров и клубов советского периода.(драмтеатр им. Охлопкова в Иркутске). В 1999 году были реставрированы Алексадровский и Андреевский залы Большого Кремлевскго дворца в Москве (Г. Степанова и др.).

Строительство спортивных объектов- Олимпийская деревня Первых Всемирных юношеских игр в Москве по ул. Удальцова в Москве, дворец спорта «Хоккей -2000» в Санкт – Петербурге, спортивно – культурный комплекс вг. Сарове Нижегородской области, футбольный стадион «Локомотив» в Москве, реконструкция Большой спортивной арены ТВ Лужниках. Олимпийские сооружения в Сочи. Новаторские приемы, организация пространства.

Изменение функций сооружений – старые промышленные сооружения расположенные в центре городов переносят на окраины, аосвободившиеся здания реставрируются и иереоборудуются под офисы, мастерские художников, торговые комплексы.

Особенностижилой архитектуры. Индивидуальное и экспеременальное строительство – «Отрадное» в Москве, дома на Торжковской улице и улице Савушкина в Санкт – Пнтербурге.

Возрождение храмового строительства, егообщественная значимость. Воссоздание Храма Христа Спасителя.

Стилевая направленность современной архитектуры. Хай – тек и деконструктивизи,кубофутвуризм и конструктивизм, неоклассицизм и модерн в современном прочтении. Широкое применение цвета, тесное сотрудничество с дизайнерами.

Самостоятельная работа: подготовить сообщение о творчестве ярких представителей этого периода; подобрать иллюстративный материал.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: