double arrow

Русская архитектура и изобразительное искусство 1970-х – начала 1980 гг


Сформировать представление о расширении диапазона творческих исканий в искусстве 1970 - начала 1980 годов. Познакомить с переосмыслением классических традиций, приемов народного творчества, усложнением и заострением образного начала, пластических средств на примере анализа произведений Т. Назаренко, Н. Нестеровой, К. Нечитайло и др. Рассмотреть развитие жанра портрета в творчестве Д. Жилинского. Выявить особенности развития пейзажной живописи и натюрморта; увидеть новые черты в отечественной скульптуре. Рассмотреть проблему синтеза искусств. Познакомить с созданием мемориальных комплексов.

Появление в 70-х нового поколения художников, отказавшихся от жесткого единства целей, характерного для 1960-х годов. Тематическое разнообразие, стремление охватить новые, традиционные пласты жизни. Появление индивидуальной позиции, творческого выбора. Новая проблематика: искусство и мироздание, человек и планета, художник и мир, жизнь и время. Высоконравственный пафос Ольги Булгаковой (род. 1951) «Театр. Актриса Марина Неелова» (1976); Татьяны Григорьевны Назаренко (род. 1944) – «Встреча Нового года» (1976), «Московский вечер» (1978), «Казнь народовольцев» (1972); Ксении Нечитайло (род. 1944) – «Автопортрет с дочками Марией и Анастасией» (1976), «Птичий рынок» (1970-1980). Использование в творчестве художников разнообразных традиций искусства. Традиция Высокого Возрождения в искусстве Олега Филатчева – «Автопортрет с семьей» (1976), «Рождение песни» (1979). Традиция неопримитивизма в произведениях Евгения Струлева (род. 1937) – «Когда б имел златые горы…» (1970), «Пора сенокоса» (1974), Наталии Нестеровой (род. 1944) «Метро» и др. Следование русскому демократическому искусству второй половины XIX века в работах Вадима Дементьева (род. 1941) «Облачный день. Московский дворик» (1972 – 1976).

Натюрморт. Звучные краски В. Стожарова «Чай с калачами» (1972), тонкая лирика Е. Романовой «Земляника» (1977), основательность, связь с русской традицией Ю. Семенюка «Лук, чеснок, соль» (1980).

Портретный жанр. Д. Жилинский «Разговор о Дюрере и Кранахе» (1978), двойной портрет сына Василия и его беременной жены (1978), «Играет Рихтер» (1984).

Пейзаж. А. М. Грицай «В заросшем парке» (1976), «Летят журавли» (1968 – 1980).

Архитектура. Новые крупные микрорайоны в Москве – «Лебедь» на Ленинградском шоссе (архитекторы А. Меерсон, Е. Подольская и др. 1972 – 1974 годы), Северное Чертаново (архитекторы М. Посохин, Д. Дюбек и др. 1970 -1980 годы). Стремление преодолеть утилитарность, возврастающий интерес к национальным традициям, «связи времен» и поиску корней современной культуры в истории характерны для стилистических тенденций 1970 –х годов.

Дом Правительства Российской Федерации на Краснопресненской набережной(архитектор Д. Чечулин и др., 1981 год). Здание МХАТа на Тверском бульваре – яркое воплощение новых тенденций архитектуры 1970-х годов (архитекторы В. Кубасов, В. Уляшова, 1974 года).Пластика, цвет, умение работать с материалом – камнем, деревом, металлом. Здание Центрального академического театра кукол под руководством С.В. Образцова на Садово – Самотечной улице в Москве (архитекторы Ю. Шевердяев, В. Уткин и др. 1971 год) – часы на фасаде, элемент театрального действа. Здание Детского музыкального театра на проспекте Вернадского (архитекторы В. Красильников, А. Великанов 1979 год). Здание кинотеатра «Россия». Комплекс зданий аэровокзала в Москве, шереметевский аэропорт, здание панорамы «Бородинская битва».

Самостоятельная работа: подготовить сообщения по творчеству ярких представителей этого периода.


Сейчас читают про: