double arrow

К Г. П

Спасайтесь о Христе матушка Г. П.

По вере вашей будет вам. С радостью отвечаю на мысль души вашей. Первая книга есть: чтобы так проводили мы житие свое, как научают заповеди Божьи. Вторая книга: чтобы исполняли оные с любовью, как научает Иисус Христос, Спаситель мира, небесный жених спасающихся душ....

Знаете ли вы, что есть закон естественный, и что есть закон духовный?.. Имеющий ум, да разумеет, что есть воля Божья, и что есть воля человеческая... Почто же входят помышления в сердца ваши? Что вы думаете? Есть помыслы благие и есть помыслы лукавые. Рассматривайте их в себе с Божьей помощью, и что усмотрите лукавое, то отвергайте от сердца своего....

Царствие Божье не в словесах, но в силе. Покой душевный приобретается кротостью и смирением с терпением взявшими на себя с любовью иго Христово.

Подумайте, на что мне вас искушать, пред Господом все явно — и мысли, и слова, и дела каждого человека. Верою хо­дите, а не видением; видимое временно, а невидимое вечно, как свидетельствует Апостол Павел.... Смотрите, кого Гос­подь ублажает:

«Блаженны нищие духом: яко тех есть царство небесное. Блаженны кроткие: яко те наследят землю. Блаженны плачущие: яко те утешатся», и пр.

Евангелие проповедано и проповедуется всей твари. Имеющий уши слышать, да услышит. «Блаженны есть, когда поносят вас и изгоняют и говорят всякие злые слова, клевеща на вас, Ме­ня ради. Радуйтесь и веселитесь, так как многая вам награда на небесах...» Видите, какие люди ублажаются: нищие духом, кроткие сердцем и плачущие.

Говорит Господь: «что если не избудет правда ваша более правды книжников и фарисеев, и не войдете в царствие небесное...» Слы­шите, что плоть и кровь никаким образом не войдут в цар­ствие Божье....

Вот вам заповеди Христовы!.. Любите врагов ваших, добро творите ненавидящим вас, и молитесь за творящих вам на­пасть и изгоняющих вас: яко да будете сыновьями Отца вашего, который есть на небесах, как солнце свое сияет на злых и благих, и дождит на праведных и на неправедных. Если же любите любящих вас, какую награду имеете; не и мытари ли тоже творят; и если целуете друзей ваших только, что лишь творите; не и языч­ники ли также творят, будете же вы совершенны, как же Отец ваш небесный совершенен есть.... Вот и правило мо­литвы: ты же, когда молишься, войди в клеть твою, и, затворив двери твои, помолись Отцу твоему иже в тайне, и Отец твой, видя тайное, воздаст тебе явно.... Итак молитесь вы: Отче наш иже еси на небесех, да святится имя твое: да приидет царствие твое: да будет воля твоя, как на небе, и на земли. Хлеб наш насущный дай нам сегодня: и оставь нам долги наши, как и мы оставляем должникам нашим, и не введи нас в искушение, но избави нас от лукавого. Яко твое есть царство и сила и слава во веки. Аминь.

Сообщающие во спасение души вашей Божье слово, и то же се­бе воспоминающий многогрешный и непотребный р. Егор просит молитв ваших.

Мать моя земля, от нее же взят я. Мать моя святая церковь, ею же рожден я свыше благодатью Божьей. Не умру, но жив буду, и поведаю дела Господни. Наказывая, наказал меня Господь: смерти же не предаст меня. Матерь Божья да сохра­нит нас под кровом Божьим от сетей и коварства вра­жеского. Смирился, и спасет меня Господь. Слава Богу за все!

N.N.

Почтенная матушка! Плотской человек не разумевает, яже суть духовная, и мудрствует земная, а не не­бесная; смущается, когда не по нем бывает: до­садует, гневается, спорит, противословит, зло­словит, ненавидит, ропщет, жалуется, завидует и ищет угодить чувствам своим. Все земные блага любит, всего сладкого желает и всякого лишения боится; любит почтение и славу при­нимать от человеков, надменен и горд бывает. Таковой Господу угодить не может и называ­ется человек душевен, потому что угождает только своим душевным чувствам.

А кто живет по Богу, тот не любит мира ни яже суть в мире, но умерщвляет плоть свою со страстьми и похотьми, смиряется, долготерпит, не ропщет, не жалуется, но и радуется, когда гоним бывает и презираем ради Господа; ни чести, ни славы, ни самой жизни не ищет на земли, все его сокровища — на небеси; и тако­вой человек называется духовным: небесная мудрствует, а не земная, духом живет и угож­дает Господу своему, а не плоти. Ревнует по ра­зуму в смиренномудрии и кротости, а не в безу­мии и в порывах чувств своих; не бесчинствует, но во всем хранит благочестие и истину и во всем— любовь истинную духовно и смиренно.

Сентября 26-го, 1831 года

К Н.Н.

Какой же вам подать благой совет, когда свидетельствует вам истинный свет, что многими скорбями подобает войти в царствие Божье, а не сластями и пространством? Кто может сему противоречить? Будет воскресение мертвых и будет суд. В Священном Писании видно, что будет тогда. Хотя бы и сто лет жить в сластях, в покое, потом мучение презлое без конца! Какие же этим прельщаются сердца? Извольте сами рассудить, как вам угодно.

Жить по чувствам, как плыть по воде: никакого нет труда; но жить по разуму и покорять пристрастную чувственность, то же, что плыть против воды: надобно трудиться и претерпевать до самого конца, до самого вечного, премирного пристанища; да и самый разум кичливый надлежит пленять верою и любовью в послушание Христово.

Об этом известно всему свету: если не будете усердно мо­литься Богу и творить милостыню, то сами подвергнетесь злой напасти. Теперь что ни есть, все предоставляется вашей вла­сти, и самый грешный может спастись истинным покаянием. Искреннейший ваш друг—ваша совесть.

N.N.

Чувствую в себе жажду говорить с вашим сердцем,— хотя бы оно и оскорбля­лось, хотя бы и отвлекали вас обычные ваши помышления, только бы занимались вы разумом и суждением, в чем состоит правое дело истинного спасения, чтобы истинно пользоваться сегодняшним временем и употребить настоящие часы на познание воли Божией, на соблюдение заповедей Божиих, на разуме­ние бесконечной вечности и что воскреснут все мертвые и приимут каждый себе воздаяние от праведного суда Божия. Тогда явно откроется пред всем светом дело каждой души с телом ее, в которое она одета была и с которым сопря­жена для прохождения сей временной жизни, для угождения Богу и соблюдения веры и не­порочности: как и что она делала, помышляла, и кому угождала и служила, и что чему предпо­читала — разом все предстанет с нею все, что имела душа в жизни тела своего, с которым вместе и получит себе радость бесконечную или муку.

В воле вашей состоит, на что вам угодно употребить сие время; а как оно пройдет, то уже будет невозвратно. Сие время дано нам на угождение Богу, на сопротивление диаволу и миру, на покорение плоти своей Духу Божию, на терпение скорбей, трудов и на стяжание веч­ного блаженства о имени Христове. Вот на что дано сие время — и, как быстрая река, протека­ет; какое бы ни было, оно скоро пройдет, и не­известно, сколько еще осталось до последней минуты нашего в мире сем пребывания. Скажи­те, ежели отлагаете,— сколько еще осталось?

Припоминаю себе некое повествование: некто обещался при друзьях своих на будущий год переменить жизнь свою, чтобы лучше жить,— «а теперь погуляю»; при сих словах он пал — и стал мертв!.. Видно, что привык и прежде прельщаться лукавым духом и по­тому не ощутил приблизившейся к нему смертной минуты... Надобно иметь опасное внимание, чтобы разуметь, когда враг льстит надеждою будущего времени, и тотчас разру­шать его коварства.

Итак, посредством пера разговаривая с вами искренним сердцем, скажу вам, что я — недобрый и негодный раб, не заслуживающий не только вашего особенного внимания, но и самого имени человека; только одно Божие неизреченное милосердие промышляет о спасении моем и внушает мне, чтобы и я сам занимался непрестанно делом спасения души моей, и объявляет мне Своим словом, что еже­ли когда-нибудь воля моя не противится пожелательным угождениям плоти, то не может ис­тинный разум царствовать в сердце моем,— но тьма страстей и чувства, прилепившиеся к зем­ным сластям и физическому по стихиям мира сего мудрованию, не допускают тогда меня ру­ководствоваться истинным разумом, который даруется противящимся волею своею всякой злобе льстивого духа, которого сети простер­ты на весь мир. И потому убеждает меня Божие милосердие блюстись от праздного слова и помышления, исходящего от лукавых духов, которые невидимо носятся и вредят неосто­рожной душе, смущая мирное сердце.

Смотрите, я говорю с вами искренно словом души моей и сообщаюсь, как с душою, боящейся Господа, желающей исполнить запо­ведь Божию: «возлюбиши ближнего твоего, яко сам себе» (см.: Лк 10,27; Мф 19,19; 22, 39), или чего се­бе желаешь, то и другому твори. Господь мне дал, как о себе, пожалеть о вас, что вы более по­лагаете надежду свою на временное и видимое, хотя и знаете, что это все тленное и прилепляю­щуюся к оному душу лишает веры и упования на единого Бога. Понимаю ваши обстоятельст­ва, которыми, под предлогом добра, удержива­ется ваше мнение и не простирается сердце в надежду благую, а благая надежда приемлет­ся несомнительною верою. Имейте, имейте все вещи для нужного пребывания во временной жизни вашей и ближних; но так имейте, как бы вы ничего не имели. Будет ответ как за употреб­ление, так и за удержание оных. Кому много дано, с того много и взыщется. Употребляйте во славу Божию; что даете нищему ради Христа, то Сам Христос приемлет. Богатый обнищал, чтобы представляться вам в лице нищего, и за вашу милостыню Господь обогатит вас Своею милостью и сделает вашим и моим наследством Царствие Божие без конца.

1.168. К М. А. Г.

Милостивая Государыня! Намерение, помышление и желание сердца вашего всегда явно пред Господом; помните, что Господь глаголет: не любите мира, ни того, что в мире; весь мир во зле лежит. Любовь мира сего вражда на Бога: друг же мира враг Божий, врагу же Бо­жьему уготована геенна огненная на бесконечное мучение. Какая же верующая душа не содрогнется от ужаса и страха будущего суда?.. Вообразите: Херувимы и Серафимы со страхом и трепетом предстоят славе Божьей... Снисхождение же Гос­подне милостью и любовью к прельстившемуся человеческому роду непрестанно взывает: прейдите ко мне все труждающиеся и обремененные, и я упокою вас. Идти же к Господу, значит всем сердцем слушать и соблюдать слово Его, и жить по воле Его, которая чрез Священное Писание ясно открыта и явлена всему меру, или проповедана всей твари, и совершенно не мо­жет ничто воспрепятствовать спастись. Любящим Господа до­вольно разумно правильно понимающим, что кто любит бо­лее всего, к тому и стремится, того и ищет: кто любит по­коиться и утешаться в наслаждение мира, тот мира ищет и все, что есть в мире забавного и приятного для чувств, все то любит. Но, кто любит Бога, тот всегда отрицается от мира. И все, что делается в мире против Божьих заповедей, то не­навидит душа его, прочь бежит и удаляется от мира, да приблизится к Богу, возлюбит его более и более всей душой и всем сердцем, и всем помышлением и да угождает ему единому до смерти, до последнего издыхания... Чего кто ищет? Иной ищет избавиться от временных скорбей, а иной ищет многими скорбями войти в царствие Божье, что и сам Господь заповедал, ищите, прежде всего, царствия Божьего и прав­ды его, прочее же само приложится вам. Небо и земля мимо идете, Слово Господне не мимо идет; что сказано, то испол­нится... временное же изменяется. Кто читает церковную историю о житиях Святых, тот видит, как охотно и усердно последующие учению Христову, оставляли все имение свое, раз­давали нищим и сами, радостно обнищавши, искали единого Христа, небесного источника неисчерпаемого богатства. Удиви­тельно ли, что цари презирали свою славу и оставляли земное царство для искания себе небесного; или вельможи, презревшие честь мира сего, оставив родных, друзей и близких сердцу, от всех окружающих их стремительно удалились и уединя­лись в пустыню: да не будет пуста душа в милости Божьей, и воля Божья в них да совершится. Простите, матушка. Да вразумит вас Господь наследовать вечное блаженство. Види­мое временно, а невидимое вечно.

Усердствующий вам небесных благ, непотребный раб Г.

Советуют же Святые Отцы оставлять все то, что не назидает душу словом Божьим; писано: если и весь мир приобретем, душу же свою оставим, ничто не поможет. Буди вам единственная надежда ваша — Бог! Только очень нужно ради Бога хранить свое сердце от роптания. Бог есть Отец благочествующих сирот и покровитель добрых вдовиц. Вы счастливы: не унывайте же во мнениях своих, но верою огра­ждайтесь и уповайте твердо на него. Слава Богу за все! Ког­да молитесь о себе, молитесь и обо мне грешном. Декабря 5-го, 1828 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: