Ограждай себя в делании всякого добра ради Христа долготерпением; приими меч духовный — глагол Божий; секи, руби, истребляй сим мечом возникающие помышления, наносимые от сопротивной силы. Веруй, надейся, прославляй; помни, Чей есть меч, столь сильный, что сопротивная сила от единого наказания его сотрясается, а от действия вовсе исчезает. Ноября 9-го, 1826 года
Марии Петровне Колычевой
По всегдашнему блюдению и точному рассматриванию всяких причин, от коих приключаются разные случаи в человеческом роде, спасительною мыслию светло видится, что нет ни одной причины, которая бы не служила к пользе сердца, пребывающего в нищете духовной. Наша воля — принимать в сердце прелестное мечтание или отвергать по истинному разуму, чтобы чрез отвержение минутных сладостных утешений удобно могли принять и нести свой крест и идти вслед Спасителя Христа, не уклоняясь ни в какую сторону. Кто же неизвестен, что мир прелестен и миродержатели многохитры в своих умышлениях. Они знаниями своими высоки и надменны; им угодно мечтать, высокопарный престол суда своего иметь среди звезд небесных; и потому гордым духом без пощажения судят каждого смиренного: они о себе мудры и трудолюбивы в плетении и соткании сетей своих. И мне встречается нередко припоминать их деятельность, обметая, высоко и низко, на стенах и углах паутину прилежно работающих пауков...
Душевно сострадая вам, я остановился в строках ваших на вопросе: можно ли для него поставить станок токарный в столовой?... Умыслами исполненное сердце не может быть покойно... И еще: я имею волю делать, что хочу. Волею и делами рекомендуется качество души. Каково употребление воли, таково и расположение души.
Однако вы, матушка, возмогайте терпением о благочестии, не побеждайтесь от зла, но, уклоняя злую мысль, платите благим делом — и будет славная победа на вашей стороне. Вы можете удивить мирным словом в долготерпении вашем и самого непримиримого противоборника, когда не будете упрекать и порицать, хотя бы явно видели и находили, что сказать в обличение,— в таком случае глубокое молчание и тайный вздох ко Господу спасительнее вразумит виновного, нежели жаркое слово от нетерпеливого сердца... Веруйте! Нужно непрестанно питать свою душу словом Божиим и видеть с усмотрением движений мысленного существа своего, какой надобно быть душе смиренной, которая молится о другой душе, уклонившейся в заблуждение. Апреля 10-го, 1827 года