Истину пишу вам, что один есть истинный наставник—самое Слово Божие, Иисус Христос! Ежели вы усердно поучаетесь в слове Божием, внимаете, углубляетесь, повинуетесь святой воле Божией, объявленной вам в заповедях, по которым надлежит спасаться от суеверия и ереси и духа лестча, обольщающего всех неосторожных и невнимающих учению Христову; ежели вы молитесь подобающею молитвою, заключая в ней и чувства и мысли свои, с преданностию всего сердца вашего, то уже поистине святая Церковь есть мать ваша, и вы с несомненною верою неуклонно слушайте ее и повинуйтесь ее учению. Учитель же и глава Церкви—Сам Христос!—А когда вы хотите следовать иначе, по возбуждению только чувств ваших, порабощая им и душу свою и око ума, которым должно рассматривать все движения начальнейших мысленных причин, тогда каких плевел не посеет князь тьмы, чтобы подавить пшеницу и лишить небесной пищи бедствующую душу! Не все ли, последующие чувственным своим побуждениям, состоят под стихиями мира сего? и вся мудрость их утонченной философии так стеснена и ограничена, что не смеет да и не может выйти из пределов стихийной связи; потому что они не имеют веры, которая проходит и самое небо, —а ходят ощупью по земле. Но истинная христианка не порабощена такой языческой философии: вам предложено учение выше стихий; Учитель наш—Иисус Христос, Творец всей видимой и невидимой твари... Все это вам подробно объяснит, руководимый Духом Божиим, святой Ефрем Сирин; от вас же зависит поприлежнее послушать его и проникнуть поглубже в святую истину.
|
|
Марта 29-го, 1835 г.
Екатерине Васильевне Даниловой
Мир, все превосходящий, да приидет в вас и умиротворит ваши мысли! Сердце непокойно, покуда не упокоит его благая мысль, даруемая свыше; ее-то и надобно испрашивать от Бога; просите — и дастся вам... Все прошедшее невозвратно; нам дано пользоваться настоящим и тем приобретать будущее. Напишите самые мысли, которые вас обуревают и смущают, и, Божией милостью, постараемся привести их в познание и увидим, от какого духа их происхождение.
Мне приятно соединиться с вами искренностью сердца, но соединение сие заключается и существует в истине духа. Моя радость в том, когда я сорадуюсь душе, единомысленной мне о Господе. Но что такое сам я? — увы! — уничижение человеков; ничего доброго в себе не имею, а только чувствую, что едино мне на потребу — вечное спасение и что все временное и видимое течет, как река; но для нас есть пристань вечного блаженства.
Июля 20-го, 1835 года