Милостивая государыня! Княжна Татьяна Андреевна!
Временное всё, что бы ни было; как сон по пробуждении: только что помнится, но уже прошло и предстоит лишь настоящее. Так и по истечении всех дней нашей жизни, минута разлучения души от тела, сердца же от суетных помышлений и пожеланий представится как некое пробуждение от сна. Тогда придем в познание самих себя, и дел наших, и окончания дней наших; тогда ясно откроется глазам нашим и увидим, в какой суете и забвении о вечности пропустили мы всю жизнь нашу. Какая неизъяснимая жалость будет о том, что не усердствовали вниманием слову Божию и не жили так, как научает нас чрез проповедь Священного Писания Господь наш Иисус Христос.
Тогда увидим, что ласкательствующий сон мира сего уже кончился, и мы, усыпленные его лестными привидениями, уже проснулись; тогда увидим, чего никогда не видели столь явно, хотя иногда и слышали, как чрез сон доходящее до нас апостольское слово (Гал.6, 8): сеяй в плоть свою от плоти пожнет истление; и сие слово исполнится самим делом, когда усмотрим, как все истлело, как суетны были наши дела и помышления, которые не были о жизни будущей по смерти сей временной, но о том только, что угодно было нашему плотскому вожделению, что услаждало плотскую нашу чувствительность; и как мы уже пожинаем невольно плод гибели и смрада, томления и муки, определенный праведным судом Божиим.
|
|
Увы! тогда уже поздно раскаяние. Сколько есть рыдающих и терзающихся нестерпимыми муками там, где нераскаянные грешники наказываются по скончании сей жизни! Но уже по смерти нет покаяния! Потеряли время, данное ко спасению; провели дни свои в молвах суетных и суждениях развратных; охотно назирая других пороки и немощи, не внимали нимало своему спасению.
Сладки были разговоры даже и в храмах Божиих о рассказах посторонних, а о своем душеспасении не хотели помышлять и не старалися предстоять в молитве со страхом Божиим: где святые Ангелы невидимо предстоят славе Божией, тут пустословили и смеялись безумно. О бесстрашные! И обычно стало уже между многими ходить в святую церковь для взаимного свидания, а не для слушания, что поют или что читают, чтобы поучаться слову Божию и вести по оному жизнь свою: нет, не для этого сердце идти сюда умышляло, когда оно об украшении тела пестрыми одеждами более всего заботилось, чтобы показаться пред знакомыми в новомодном одеянии. Так мы стоим в бесстрашии пред Господом, взирающим на мысли каждого! Так, лишенные страха Божия, боимся и трепещем от страхования бесовского, которое есть достойное наказание за бесстрашие и неблагоговение пред Царем Господом Вседержителем! Всели в мя, Господи, корень благих, страх Твой в сердце мое!..
|
|
И об этом, чрез такое время, как во сне прошедшее, однако все еще не поздно, ныне к вам пишу, почтеннейшая княжна Татьяна Андреевна, к вам, пребывающим в благочестии, к вашему сердцу, всегда благоговеющему к слову Божию; пишу к душе, любящей Бога! Пусть она внимает истине и о всякой вещи славословит Господа! А когда глаза ваши, заплаканные, оросятся слезами, тогда пусть припомнится вам слово утешения небесного: блажени плачущий ныне, временно, яко тии утешатся тогда — вечно. Простите меня сердечно, когда какое-нибудь слово, писанное мною, оскорбило вас, да воздаст вам Господь все благое и да сохранит вас от всего того, что есть злое. Буди вам мир на сердце и благоволение Божие во спасение! Помнящий благорасположение ваше ко всему благому о имени Христове, истинно вам доброжелательствующий и усердствующий, н. р. Георгий, 1833 года марта, 18-го дня
N. N.
Душе жаждущей спасения о Господе, возможно спастись повсюду, где бы то ни было, а удобнее в монастыре. Только молись и своей воли отрекись; терпи, смиряйся, вся Господу отдайся и заповеди Его храни; а если их не знаешь, то узнай.
Имей молчание, целомудрие и чистоту; во всем блюди святую простоту — и Ангел святой, Хранитель твой, не отступит от тебя, вразумляя тебя на всякое благое дело.
Терпи алчбу, жажду, нищету и смиренный труд: сим путем в жизнь вечную идут.
О всем благословляй Господа, непрестанно молись Ему — и будешь в Царствии Небесном. Знай и то, и будь удостоверена сама в себе, что и одна неподобающая мысль в тебе, ежели примешь ее на сердце твое и соизволишь ей пожеланием, может тебя отлучить от Бога и подвергнуть всякой муке. Но исповедующей грехи свои и кающейся преболезненно и слезно от всего сердца, Божиею милостью даруется от Господа прощение и благодать на утверждение молящейся душе. О душе моя! что спишь! Конец приближается: готовь на исход дела твои. Исследуй мыслью твоею, что ты сотворила и помыслом, и пожеланием: пред Господом все открыто! Берегись своего нерадения и небрежения о душеспасении; долго ли еще будешь приумножать грехи ко грехам и злобу к злобе? Долго ли будешь двоедушествовать, преклоняясь то к Богу, то к миру? Долго ли будешь напрасно губить время, данное тебе на покаяние? Оно, как молния, проходит и не возвращается. Не знаешь, когда потребована будешь на Страшный Суд,— утром или в полдень, вечером или в полночь или тогда, когда совсем не чаешь. Будьте готовы, бдите и политес я, да не внидете в напасть (Мф 26,41); не унывайте от прискорбия и не изнемогайте от расслабления, но бодрствуйте вот еще немного, вот еще несколько, потерпите ради Бога, поработайте Господеви со страхом — и возрадуетесь уже не на минуту, но без конца, егда придет Господь во славе Отца Своего со множеством Ангел. Блажен той раб, егоже Господь обрящет бдяща в заповедях его, а не унывающа и спяща в нерадении (см.: Лк 12, 37; Мк 13, 34-37).
Ах! покуда еще время не ушло, церковные книги читайте, внимайте, молитесь, трудитесь, не спите, вся ради Господа творите. Да спасет Господь милостью Своею, и очистит, и обновит, и даст радость вечную страждущему сердцу, и день и ночь взыскующему Господа своего. Всякие скорби, нужду и тяготу, сколь бы то тяжко ни было, ежели приимем в подвиге духовном, ради делания заповедей Господних, и претерпим временно до конца, то уже будем радоваться вечно, без конца. Читайте Псалтирь с молитвами и поклонами: это спасает от всякой неприязни и миротворит бодрствующую душу.
К.А.
К.А., о Господе возлюбленная сестра моя!
Божиею милостию я прочитал ваше сердце и Н. Бр-кой из ваших ко мне написанных слов сердца вашего. Вы меня приятно убедили на слово ответа сердечного к вам. Не сомневаетесь ли вы в том, что есть вечность и воздаяние праведным и лживым — угождающим Богу по заповеди Его и противящимся оной? Ах! нет ни малейшего сомнения в том, что будет суд, праведный суд, и мы душою и телом имеем быть бессмертны. Мы ныне, известно, подлежим телесной смерти, покуда совершится всё. Тогда все воскреснут! Приимут души тела свои и купно с ними восприимут воздаяние по делом своим; и уже конца не будет ни радости, ни мукам. Приветственно спрашиваю вас: размышляете ли вы об этом и знаете ли заповеди Божий? Вы мне близки по душе и сердцу вашему, ищущему Бога; и я близок вашему сердцу искренним словом: но — о себе не можем творити ничегоже; Христос посреди нас!..
|
|
Сие же самое слово моего сердца надлежит и возлюбленной о Господе Н. Бр-й. Идем прискорбным путем истины, покуда время есть и Господь нас призывает к Себе...
Скажите мне жизнью слова: читаете ли вы «Алфавит» святителя Димитрия (Ростовского)?..
Мне приятно сказать вам, как я чувствую в себе: когда восцарствует любовь, тогда я ничего более не могу желать. Новая заповедь дана нам: да любим друг друга так же, как Господь возлюбил нас! Не ищу, любите ли вы меня,— но смотрю себя: люблю ли я вас? Люблю, хотя и не вижу. Вот просвещение и радость душе моей! Любовь есть свет! Когда я нахожусь посреди врагов моих с любовью в сердце моем, тогда мне все друзья и нет врага ни единого: потому что во мне царствует истинная любовь. Что я вам так искренно и просто пишу слово, или самую мысль сердца моего, то любовь моя меня убедила и заставила сообщиться сердцу вашему, разумея вас, что вы то же, что и я,— ищущие Господа. Помолимся единодушно, да соединит нас Сам Господь искреннею и совершенною в Нем любовью...
Вы уверены, что временное проходит, как вчерашний день, хотя бы то было и сто лет! Но вечное, неизменяемое — вечно пребывает...
Примите мою благодарность за искренность вашу: вы можете мыслию и словом относиться ко мне непосредственно, когда убеждает вас мысль вашего прискорбного сердца.
Искренностью слова вам соучаствующий, н. р. Георгий. Сентября 26-го, 1835 года