К А.П.Р. Вот сейчас, прочитывая Священное Писание, я припомнил нам очень полезное изречение: о суде Божием

Вот сейчас, прочитывая Священное Писание, я припомнил нам очень полезное изречение: о суде Божием. Некто спросил: как судиться будет человек? — Ответ! совесть каждого человека откроется пред всеми и обнаружатся не только все дела, какие кто соделал во всю свою жизнь на земле, но и все сказанные слова, тайные желания и помышления. Еще спрашивает: неужели Господь осудит нас за худые слова и мысли? Без сомнения осудит, если не загладим их покаянием, верою и исправлением жизни.

А когда спросили: скоро ли придет Иисус Христос на суд? — Сие неизвестно: и потому надобно жить так, чтобы мы всегда были к тому готовы. Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением, но продолжает терпеть нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Но придет день Господень, как тать. Итак, бдите; потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын человеческий (Матф. 25. 13.). При этом, желая вам щедротных милостей от всещедрого Бога, усерд­но прошу святых молитв ваших.

н. р. Е.

Мая 29-го дня, 1824 г.

К А.П.Р.

Как лекарство пользует тело, так и болезнь пользует душу. Когда постигнет смертный час, тогда смертная коса не отсрочит удара ни на одну минуту — всё тогда поздно! Наперед надобно знать это о себе и всегда так жить, чтобы неостановочно быть во всякое время готовым к смерти.

Благодарение вседействующему Богу — Промыслителю нашего истинного спасения, и вам, матушка, за призрение странных.

Сердечно благодарю вас за гостинцы, принесенные вами от святых пещер. Утешение за утешением! О радости святые! И я, непо­требный раб, удостоился обонять благовоние святых угодников, почивающих в святой Лав­ре! О богатство нетленное! Вы сделали меня, ленивого, наследником шапочки трудолюбиво­го Арсения! Никто здесь не видит, как я радуюсь! Радуйтесь и вы о -Господе.

Сентября 12-го дня, 1824 года

А.Н.Ш.

Слабость и немощь моя учат меня уничтожаться в самом себе; болезнь моя не отступает от меня; только о укрепляющем Гос­поде движусь еще, и рука моя пишет еще вам слово сердца. Да исполнит Господь ваше жела­ние — в бесконечной жизни благ небесных наслаждаться, а здесь тесноту душевную и скорбь сердечную благодарно перенести с терпением, в славу Божию!..

Вот уже минули дни прошедшие; быстро протекли лета младости, лета юности, лета му­жества и все житие земное, как вчерашний день, как искорка потухшая, как сон проснув­шегося, только что в памяти оставшийся. Едва помнится бывшее — и уже нет того!..

Что ж, душа моя, познала ли ты свое до­стояние, свое звание? Где твое сокровище веч­ное? Видно, мы здесь не в своем отечестве; вид­но, мы здесь странники и ничто здесь удовольствовать нас без изменения не может! Это мы дознаём в повседневных применениях.

Все видимое временно! — тает, разлива­ется, как воск от огня, как снег от солнца!.. Где народы древние? где наши прадеды, где родные и ближние? не все ли возвратились в землю мрачную и умолкли до всеобщего воскресения? О таинство неисповедимых судеб Божиих!.. Вострубит труба Божия! — и восстанут иже во гробех; мы же оставшиеся изменимся. Тогда будет земля новая и небо новое, по свидетельству Священного Писания: и будет суд для воздая­ния комуждо по делом его (Пс 61,13). Все разделятся на две стороны, и пойдут сотворшии благая в радость вечную, а сотворшии злая в огонь геенский на вечное мучение. Увы увы!..

Но покуда час тот не пришел, Господь зовет всех грешников на покаяние: да покают­ся и послужат Господу своему с усердием, Да поживут в заповедях Его и обрящут милость вечную. Некающихся же и неверующих приимет мука вечная; тогда начнется горький плач и рыдание и не будет конца...

Теперь помолимся Господу, покуда час тот не пришел; повторим внимательно 24 мо­литвы Златоустовы на сон грядущим, хотя краткие, но много в себе содержащие: 1) «Гос­поди, не лиши мене небесных Твоих благ»; 2) «Господи, избави мя вечных мук»; 3) «Гос­поди, умом ли помышлением, словом или де­лом согреших, прости мя» и проч. до конца.

Сообщающий вам истинное слово, н. р. Е.

19 марта 1831 года

К М.Г.

8 и 9-го числа Мая празднуемые всею Православною Церковью Святые: Апостол Иоанн Богослов, Арсений Великий, Исаия Пророк, мученик Христофор и великий Чудотворец Николай, да помогут нам своими молитвами перенестись от земных, вещественных и мысленных пристрастий к небес­ным, духовным созерцанием того, что нам имеет быть по смерти! Будем становить почаще смерть и гроб пред глазами нашими, во всякое время и на каждом месте. Возлюбленные о Господе сестры мои! прошу вас искренним сердцем не вда­ваться в мысли и разговоры, коими не пользуется ум и не назидается душа, а только ослабляются чувства и возмутитель нагоняет тяжкое уныние. Да исчезнет лукавый дух от ваше­го сердца, вдавшегося ныне Промыслу Божиему. Радость Ангелам небесным, а печаль демонам, врагам нашего спасения; мы всегда обязаны составлять во взаимном нашем единомыслии об имени Христовом. Никогда не надобно предпочитать человеческие объяснения слову Божиему, научающему нас, как жить должно.— Беги, да спасешься! Беги от всего, что только лишает нас истинного спасения, чрез которое мы чаем воскресения мертвых и имеем вступить в жизнь будущего века, в собрание веселящихся без конца, без изменения. Не стоит ли здесь претерпеть все находящее для достижения сей вечной радости? Некоему человеку случилось испытать состояние душ, соединенных в святой любви. Когда они всецело обымутся, в простоте своей, духом просвещения, то забывают себя и не помнят, что они на земле. Вот что Господь милостивый и щедрый дает еще в сей жизни вкушать преданным Ему сердцам! Нельзя не возненавидеть не только своих грехов, но и воображения о тех, с коими участвовали в грехе, или от коих были со­блазняемы. Скажу вам откровенно: ежели душа терпит грехов­ное памятование и не терзается болезнью, то она еще участвует с противниками спасения и не отреклась чистосердечно от гре­хов своих. При этом нужно поставлять пред самые глаза себе смерть и гроб, и таким образом размышлять о погибели всех видимых приятностей. Я готов уверять, что вступившему в сие умное зрение весь мир и все чувственные прелести пред­ставятся в истинном их виде и покажутся подобными навоз­ной куче. Именно так! Что же? разумно ли жалеть о том, что вело в пропасть и погибель вечную, и не радоваться и не прославлять Господа, обращающего душу в рай и удостаивающего небесных сладостей и удовольствий невинного веселья?— Что теперь вы на это мне скажете! Согласны ли вы со мной единодушно благоугождать Богу, содействующему нам во всяком благом деле? А сие благоугождение действуется блюдением совести и деланием всякого добра, по приличности звания нашего.

9-го Мая, 1824 г.

К М.М.

Вот что надобно говорить: даруй, Господи, молитву, да отступит прочь всякое строптивое мечтание. Воздохните ж от всей души и произнесите мыслью в сердце своем: Господи, сподоби меня любить Тебя от всей души моей и помышления, и творить во всем волю Твою; — вот это всего нужнее, потому что любящим Бога вся споспешествуют во благое. Неподобные же и парительные мысли душе очень вредны, как дым глазам. Известно ли вам, что отчаиваться и не отчаиваться—от произволения души зависит; так же, как—верить истине, или сомневаться и не верить?... Однако должно знать и разуметь и то: не все равно будут страдать в муках вечных, а каждая душа по делам своим: которая меньше прилагала грехов ко грехам, меньше и мучима будет; а которая была отчаянна и приумножала со дня на день грехи свои, та душа тягчайшие примет мучения и томления. Покудова еще в жизни этой и не рассталась с телом своим, в ее воле есть и совсем избежать вечных мук. Если перестанет прилагать грехи к грехам и покается пред Господом сердцем сокрушенным и смиренным, то, по неизреченному человеколюбию и по великой милости своей Господь оставит грехи ее без наказания, даром простит и удостоит благой надежды в будущем веке. Видно из Церковной Истории, что были великие грешники, но когда перестали грешить и принесли покаяние с плодами добрых дел, то сделались великими святыми. Были и малые грешники, но не хотели перестать от мнимых малых грехов своих, отлагая день за день покаяние, и вдруг постигла смерть, и ад поглотил нераскаянных. В воле каждого — или прилагать грехи, или уклоняться от них и вовсе отсекать их, — кто как хочет, — спать или молиться и умолять Господа. Кающуюся же душу Господь прощает и с тем вместе увещевает, чтобы более к тому не прибавляла грехов, да не горшее что пострадает; и это отдается на волю... Любящие Господа любят заповеди его и живут по ним, соблюдая и храня слово Божие: таковым-то вся споспешествуют во благое, и они на приключающиеся скорби никак не ропщут, но и всякой вещи благословляют Господа и прославляют имя Его. Хотя некоторые против них и враждуют, но они все терпят со смирением, всем добра желают и самой нищете своей радуются о Господе: ибо знают, что временное скоро все пройдет, и сладкое и горькое, и потом настанет вечное! Да сподобит нас Господь здесь безропотно потерпеть всякие оскорбления, чтобы там утешиться вечно! Прошу вас, сколько можно, терпеть с молчанием всякие оскорбления и скрывать то в сердце своем, да видит Господь смирение ваше и покроет вас щедротами своими. Хотя бы в самой горькой крайности находились вы, и тогда никому не жалуйтесь на участь вашу, но обо всем благодарите Господа, и Господь силен удивить на вас милость свою. О Христе жаждущий вашего спасения.

Июля 6-го, 1830 г.

непотребный раб Егор.

3. 78. К Н.П.К.

Истинно все временное тает, тлеет, изменяется и проходит; только что блеснет — и гаснет. К кому сердце обратим? к смертному ли? Он сегодня в диадиме, а завтра в могиле; сегодня с друзьями, а завтра с червями. Плоть и кровь не войдет в Царствие Божие! Нужно здесь умереть всем плотским желаниям, чтобы воскреснуть в духе и вступить в брачный чертог небесного Жениха, Господа нашего Иисуса Христа. А земное пойдет в мрачную могилу и будет пищею червей и гадов... Не сегодня, так завтра всегда ожидать должны смерти! Она, как тать в нощи, многих нераскаянных в самом грехе похитила, и, разлучив от тела душу, переселила на место, неизвестное нам, ожидать страшного суда и воздаяния каждому по делам его. Пока время есть, помолитесь и вы, матушка сестрица, чтобы не лишиться нам вечного блаженства и быть вместе там, где всех веселящихся жилище бесконечное. О, радости небесные! примите нас в себя. Мы каемся о грехах наших. Господи! дай нам терпение, смирение, кротость. Аминь.

Матерь Божия да покроет вас от всяких неприятностей! Доброе слово, как говорит Св. Макарий, и злого человека добрым делает; злое слово может и добродетельного развратить... Однако не должно оскорбляться на внезапность. Всякая вещь во времени имеет свой конец.

7-го Апреля, 1824 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: