Рынок, его субъекты, структура и роль в экономической системе

Существует множество определений рынка. Следует различать рынок в широком и узком смысле слова. В широком смысле рынок тождествен рыночной экономике. В узком смысле рынок – это особая, отдельная сфера экономической системы, где происходит обмен благ. С этой точки зрения рынокпредставляет собойотношения между людьми, возникающие в процессе купли-продажи товаров. Схематично эти отношения можно записать так: Т – Д – Т (Т – Д – это продажа, Д – Т – это купля).

Все другие определения рынка являются конкретизацией этого общего определения или акцентированием какой-то одной стороны рынка. Например, исходя из причины возникновения, рынок можно определить как форму связи обособленных производителей. С точки зрения основной функции, рынок является способом координации деятельности хозяйствующих субъектов и т.д.

Субъектами рынка являются продавцы и покупатели, в качестве которых могут выступать домашние хозяйства, фирмы и государство.

Домашнее хозяйство (индивид)– это экономический агент (субъект), принимающий решение о потреблении благ для поддержания собственного существования. Основная функция домашних хозяйств – производство, реализация и сохранение человеческого капитала. Человеческий капитал – это совокупность знаний, практических навыков и трудовых усилий человека. Основной целью домашних хозяйств является максимизация полезности, т.е. получение максимального удовлетворения от покупаемых благ.

Фирма (предприятие)это экономический агент, принимающий решение о производстве благ на продажу с использованием ресурсов, приобретаемых на рынке. Основная функция фирм – преобразование ресурсов в конечный продукт, основная цель – максимизация прибыли.

Государство – это экономический агент, принимающий решение о перераспределении частных и о производстве общественных благ. Основная функция государства – обеспечение условий для нормальной жизнедеятельности общества, основная цель – максимизация общественного благосостояния.

Объектами рынка являются товары, услуги, деньги, рабочая сила и т.д., то есть все то, что можно купить и продать. По экономическому назначению объектов принято различать рынок благ и рынок ресурсов. В свою очередь рынок ресурсов включает в себя рынок труда, рынок земли и рынок капитала.

Выделяют и другие структуры рынка.

Большое значение для нормального функционирования рынка имеет его инфраструктура. Ее образует совокупность конкретных организационных форм, которые обслуживают движение объектов рынка. К ним относятся: 1) различные формы оптовой и розничной торговли (магазины, ярмарки, товарные биржи); 2) банки, страховые компании, инвестиционные фонды, фондовые биржи и другие финансовые институты; 3) информационные и маркетинговые фирмы; 4) правовые нормы, регулирующие торговлю, оказание услуг, порядок заключения договоров и т.д.

Роль рынка в общественном производстве определяется теми функциями, которые он выполняет:

1. Посредническая функция – заключается в том, что рынок как та сфера экономики, где происходит реализация товаров, доводит продукт до потребления, соединяет сферы производства и потребления, сводит вместе продавцов и покупателей.

2. Информационная – заключается в том, что существующие на рынке цены являются носителями информации, необходимой производителям и потребителям (о спросе и предложении, издержках, прибыли и т.д.).

3. Регулирующая функция – состоит в том, что рынок является автоматическим регулятором общественного производства, т.е. решает вопросы: что, как и для кого производить.

Функции рынок выполняет при соблюдении трех обязательных условий.

1. Субъекты хозяйственной деятельности должны быть экономически свободными. Экономическая свобода означает, во-первых, свободу от личной зависимости и, во-вторых, возможность самостоятельно и независимо от других принимать решение о производстве, обмене и потреблении благ, исходя из своих личных интересов.

2. На рынке должна существовать свободная конкуренция. Конкуренция – это борьба или соперничество между экономическими субъектами за наиболее выгодные условия хозяйствования. Свободная конкуренция означает, что не существует никаких препятствий и ограничений для входа на рынок и выхода из него.

3. На рынке должно существовать свободное ценообразование, т.е. такой механизм установления цены, когда она складывается на рынке, стихийно, в результате взаимодействия спроса и предложения и когда на нее не может оказать влияние каждый отдельный продавец или покупатель.

Эти условия вытекают из частной собственности, и ее эволюция проявляется в степени развитости рынка и его способности выполнять свои функции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: