Предложение и факторы, его определяющие. Эластичность предложения

Предложение – это то количество товара, которое производители могут и готовы продать по определенной цене в определенный период времени. Функция предложения, отражающая зависимость предложения от влияющих на него факторов выглядит так: , где: P – цена предлагаемого на рынке товара, P – цена ресурсов, которые применялись при изготовлении данного товара, K – уровень технологии, T – налоги и субсидии, N –количество продавцов на данном рынке, B – прочие факторы.

Главным фактором, влияющим на предложение товара, является цена. Зависимость между ними прямая: предложение растет при увеличении цены и падает при ее уменьшении. Эту зависимость часто называют законом предложения. Графически закон предложения выражается в кривой или линии предложения. Кривая предложения – кривая, показывающая какое количество блага готовы продать производители по разным ценам в данный период времени.

Ценовый и неценовые факторы по разному влияют на предложение товара. Если под влиянием цены изменяется величина (объем) предложения, то под влиянием неценовых факторов изменяется само предложение. Графически изменение цены вызывает перемещение вдоль или по линии предложения (Рис. 2); изменение неценовых факторов сдвигает кривую предложения вправо вниз, если предложение увеличивается или влево вверх, если предложение уменьшается (Рис. 3).

       
 
 
   
Q
S1


В частности, сдвиг кривой предложения вправо вниз может явиться следствием снижения цены ресурсов, снижения налогов или улучшения технологии. Соответственно, сдвиг кривой предложения влево вверх является результатом действия противоположных факторов.

Также как и в случае со спросом, реакцию величины предложения на изменение цены товара можно охарактеризовать с помощью коэффициента ценовой эластичности предложения. Он рассчитывается как отношение относительного изменения величины предложения к относительному изменению цены товара: , где ΔQ – изменение величины предложения, ΔP – изменение цены.

Эластичность предложения показывает, на сколько процентов изменится величина предложения при изменении цены на 1 %.

Предложение также как и спрос, может быть: эластичным, если > 1; неэластичным, если < 1 и единичным, если =1. кроме того, эластичность предложения также может принимать крайние значения: абсолютно эластичное и абсолютно неэластичное предложение (графическое изображение этих случаев аналогично спросу).

На эластичность предложения оказывают влияние различные факторы, например: цены на сырье и заработную плату, ставка процента, характер продукции (промышленная или сельскохозяйственная), характер конкуренции на рынке и другие. Важнейшим фактором является фактор времени. Предложение реагирует на изменение цены медленнее, чем спрос, поскольку изменение предложения связано с необходимостью изменений в производстве. Поэтому эластичность предложения выше в долгосрочном периоде, чем в краткосрочном.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: