double arrow

СПРОС И ФАКТОРЫ, ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ. ЗАКОН СПРОСА

Основные элементы рыночного механизма: спрос, предложение и цена.

Спрос – это общественная потребность в товарах и услугах, обеспеченная деньгами или, иначе – это платежеспособная потребность. Величина спроса на какой-либо товар выражается в количестве этого товара, которое потребители могут и готовы приобрести по определенной цене в определенный промежуток времени.

На спрос влияет множество факторов: ценовый и неценовые. Ценовый фактор – это цена товара, на который определяется спрос (P). Неценовые: доход потребителей (I), цена товаров-субститутов (P ), цена товаров-комплементов (P ), вкусы и предпочтения потребителей (Z), ожидания потребителей (W), количество покупателей (N), прочие факторы (B). В математической форме влияние факторов фиксируется в функции спроса. Функция спроса – функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него факторов. Она имеет вид: Q = f (P, I, P , P , Z, W, N, B).

Главным фактором, влияющим на спрос на данный товар, является его цена. Если исключить влияние всех прочих факторов, т.е. ввести предпосылку ceteris paribus, то получим функциональную зависимость между ценой и спросом. Эта зависимость выражает закон спроса: при прочих равных условиях величина спроса на товар увеличивается при снижении цены на него и уменьшается при увеличении цены.

Графически закон спроса изображается с помощью кривой или линии спроса. Кривая спроса – это кривая, показывающая какое количество данного блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный период времени. Она имеет вид (Рис. 1. Кривая спроса: P – цена товара, Q – количество товара, D – спрос).




Рис. 1. Кривая спроса
Q
Большое значение имеет разграничение величины спроса и самого спроса. Закон спроса характеризует изменение величины спроса при изменении цены; сам спрос как выражение потребности в данном товаре остается в данном случае неизменным. Графически это выражается в перемещении по или вдоль линии спроса (Рис. 2 Обозначения те же.).

 
 


Если изменяется не цена, а прочие, т.е. неценовые, факторы, то изменяется не величина, а сам спрос (спрос в целом). Графически это выражается в смещении или сдвиге кривой спроса вправо, если спрос увеличивается или вправо, если спрос уменьшается (Рис. 3). В частности, кривая спроса сдвинется вправо вверх, если: увеличатся доходы потребителей, увеличатся цены товаров-субститутов (повышение цены на масло приведет к переключению части спроса на маргарин, т.е. повышение цены на масло приведет к увеличению спроса на маргарин), уменьшатся цены товаров-комплементов (уменьшение цены на автомобиль повышает спрос на бензин), увеличится число покупателей (спрос складывается).



Наоборот, к сдвигу кривой спроса влево вниз приводит: уменьшение доходов и уменьшение числа покупателей, уменьшение цены товаров-субститутов и увеличение цены товаров-комплементов.






Сейчас читают про: