Монопольная власть и издержки (потери) общества

Монополии, обладая рыночной властью, разрушают рыночный механизм саморегулирования и в конечном итоге ведут к потерям общественного благосостояния. Для иллюстрации этого положения сравнивают модель равновесия монополии с аналогичной моделью в условиях совершенной конкуренции (рис. 6.5.1).

Равновесие монополии – пересечение кривых предельных издержек и предельного дохода (точка М). Оптимальный объем производства – и равновесная цена – . Если бы на данном рынке действовало множество фирм, то кривая предельных издержек была бы кривой предложения (МС монополии можно рассматривать как сумму МС фирм, действующих на рынке совершенной конкуренции). В этом случае равновесие установилось бы в точке пересечения кривых спроса и предложения, то есть в точке К. соответственно, и – равновесные объем производства и цена при совершенной конкуренции.

Из графика видно, что в условиях монополии равновесие устанавливается при объеме производства м е ньшем и цене б о льшей, чем при совершенной конкуренции: , . Так как объем производства не достигает максимально возможного уровня, то, следовательно, ресурсы используются неэффективно. А это ведет к потерям общественного благосостояния. Эти потери называются чистыми потерями общества от монополии или «мертвым грузом» монополии. Количественно чистые потери оцениваются с помощью излишков потребителей и производителей.

Если бы на данном рынке была совершенная конкуренция, то потребительский излишек был бы равен площади треугольника . В условиях монополии излишек потребителей равен площади треугольника . То есть он сократился на величину, равную площади фигуры . Часть этой фигуры – присваивается монополией в виде прибыли, а другая часть – , представляет собой чистые потери потребителей от монополии.

Аналогично чистые потери производителей от монополии отражаются площадью фигуры . Суммируя потери потребителей и производителей, получаем чистые потери общества от монополии. Графически – это площадь фигуры . Чистые потери показывают величину недопроизводства, которая образуется вследствие сокращения выпуска продукции монополией.

6.6. Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции

Монополистическая конкуренция – это рыночная структура, для которой характерны следующие признаки:

1) множество продавцов;

2) дифференциация продукта;

3) невысокие, легкопреодолимые барьеры входа на рынок и выхода из него;

4) незначительный контроль над ценой.

Эти признаки характеризуют монополистическую конкуренцию как промежуточную ситуацию между совершенной (чистой) конкуренцией и чистой монополией. С одной стороны, дифференциация продукта обуславливает наличие определенной рыночной власти и незначительного контроля над ценой со стороны монополистически конкурентной фирмы (конкурирующей монополии). С другой стороны, поскольку на рынке действует множество продавцов при невысоких входных барьерах, то они вступают друг с другом в конкуренцию.

В силу всего этого в краткосрочном периоде поведение конкурентной монополии аналогично поведению чистой монополии. На графике (рис. 6.6.1) и – равновесная цена и равновесный объем, площадь прямоугольника – объем прибыли конкурирующей монополии.

Но с другой стороны конкурентная монополия в отличие от чистой монополии лишена возможности получения экономической прибыли в долгосрочном периоде. Если по данной цене () конкурирующая фирма получает экономическую прибыль, то поскольку барьеры входа на рынок низкие, то это привлечет сюда новые фирмы, которые будут производить товары-субституты.

При вхождении новых фирм часть покупателей переходит к ним, следовательно, доля продаж данной фирмы сокращается и кривая спроса на продукцию фирмы становится более эластичной, она смещается влево вниз. Этот поворот (смещение) будет осуществляться до тех пор, пока кривая спроса не станет касательной к кривой средних издержек. В точке касания цена равна долгосрочным средним издержкам, а экономическая прибыль равна нулю (рис. 6.6.2.).

Из графика видно, что долгосрочное равновесие в условиях монополистической конкуренции устанавливается при цене, которая не равна минимальным средним издержкам (так как кривая спроса не горизонтальна, как при совершенной конкуренции). А именно: цена больше минимума средних издержек (). Это говорит о том, что конкурирующая монополия работает с избыточными мощностями. Избыточная мощность – это состояние, когда объем производства не достигает того уровня, при котором издержки производства минимальны, а значит, фирма работает с неполной загрузкой оборудования. Избыток мощности равен разности между величиной выпуска, обеспечивающей минимальные издержки, и равновесным объемом производства; на графике это . Наличие избыточных мощностей говорит о том, что фирма в условиях монополистической конкуренции всегда менее эффективна, чем совершенно конкурентная фирма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: