Цена и объем производства в условиях олигополии. Модель ломаной кривой спроса

Олигополия – это рыночная структура, для которой характерно:

1) наличие на рынке небольшого числа крупных фирм, производящих однородную или дифференцированную продукцию;

2) высокие входные барьеры;

3) высокая степень взаимозависимости фирм.

Наиболее важной особенностью олигополистического рынка, отличающей его от других рыночных структур, является взаимозависимость фирм. Она означает, что поведение каждой фирмы оказывает заметное влияние на поведение других фирм и находится под обратным активным влиянием с их стороны.

В экономической теории имеется много моделей монополии. Их можно разделить на две группы: модели кооперативного и некооперативного поведения.

Некооперативное поведение – это такое поведение, когда каждый олигополист действует независимо и принимает решение, исходя из некоторого предположения о реакции конкурентов. Примером модели некооперативного поведения является модель ломаной кривой спроса. Предполагается, что фирмы-олигополисты ведут себя по-разному в зависимости от того, повышает или понижает цену одна из фирм.

Возможны два варианта действий в ответ на изменение цены одной из фирм. Первый вариант: другие фирмы следуют за любым изменением цены одной из фирм, то есть они будут повышать или понижать цену вслед за повышением или понижением цены одной из фирм. В этом случае спрос на продукцию данной фирмы будет низкоэластичным (изменяется несущественно), так как изменение спроса, вызванное изменением цены, равномерно распределится между всеми фирмами-олигополистами.

Второй вариант: другие фирмы не реагируют на изменение цены данной фирмой. В этом случае спрос на продукцию данной фирмы будет высокоэластичным (изменяется существенно). Это означает, что данная фирма сможет увеличить объем продаж и захватить б о льшую долю рынка при снижении цены на свою продукцию или будет вынуждена сократить объем продаж при повышении цены.

В действительности, поскольку фирмы-олигополисты осознают свою взаимозависимость, то они сочетают оба этих варианта. При повышении цены одной из фирм остальные фирмы не будут следовать за ней. Это объясняется тем, что в условиях высокоэластичного спроса объем продаж данной фирмы сократится, и остальные фирмы смогут увеличить свою долю на рынке. При снижении цены данной фирмой остальные фирмы будут вынуждены также снизить цену с тем, чтобы не потерять своей доли на рынке.

Сочетание двух возможных вариантов действий фирм-олигополистов приводит к излому кривой спроса, то есть она принимает видломаной линии (рис. 6.7.1). График ломаной кривой спроса строится следующим образом. Предположим, что на олигополистическом рынке существует преобладающая цена . Ей соответствует объем продукции . В точке А (, ) пересекаются две кривые спроса и . При ценах выше кривая спроса фирмы высокоэластична (), а при ценах ниже – низкоэластична (). В итоге общая кривая спроса олигополии приобретает ломаный вид .

Далее чертим соответствующие кривым спроса кривые предельного дохода: на участке высокоэластичного спроса - кривую , а на участке низкоэластичного спроса – кривую . В итоге образуется разрыв кривой предельного дохода, и в целом она будет состоять из отдельных участков, а именно: , , .

Модель ломаной кривой спроса показывает, что любое изменение цены не выгодно фирме-олигополисту: повышение цены приведет к потере значительной части рынка; снижение цены увеличит объем продаж незначительно (из-за неэластичности спроса). Такое увеличение объема продаж может не компенсировать потерь от снижения цены. Кроме того, из графика видно, что смещение кривой предельных издержек вверх или вниз не влияет на объем производства и цену. То есть даже если издержки меняются, фирма-олигополист обычно не меняет цену на свою продукцию. Таким образом, характерной чертой олигополистического рынка является жесткость (негибкость) цен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow